Ответы на экзаменационные вопросы № 1-69 по дисциплине "Железнодорожные станции и узлы" (Выбор трудного (лёгкого) пути на сортировочной горке. Транспортные узлы, их классификация), страница 27

Станции развитых узлов специализируется по характеру работы: сортировочные, пассажирские и грузовые станции

Роль железнодорожных узлов в перевозочном процессе:

1.Народнохозяйственное значение состоит в том, что они осуществляют контакт железных дорог с населенными пунктами, предприятиями, выполняет широкий комплекс по обслуживанию пассажиров.

2.Общетранспортное значение узлов состоит в обеспечении взаимодействия различных видов транспорта.

3. Общесетевое назначение  состоит в реализации важнейших задач жд транспорта: выполнения плана формирования, плана отправительской маршрутизации, технические операции с подвижным составом и т.д. 

Общие понятия о железнодорожных и транспортных узлах

Железнодорожным узлом называют пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий, в котором обеспечивается пропуск транзитных грузовых и пассажирских поездов с одной линии на другую, переформирование поездов, а также передача вагонов, следующих с переработкой, и пересадка пассажиров.

Станции развитых узлов специализируются по характеру работы: сортировочные, пассажирские и грузовые. Эти станции в некоторых узлах размещены на одной площадке, четко не разграничены и представляют собой одну объединенную станцию. В небольших узлах объединенная станция, обеспечивающая частичную переработку грузовых вагонопотоков, следующих с одной линии на другую, а также вагонов местной погрузки и выгрузки, относится по своему развитию к типу участковых.

В состав железнодорожного узла входят:

Ø  станции узла со всеми находящимися на них устройствами;

Ø  главные пути (в пределах узла), соединительные пути и посты, разгружающие обходы;

Ø  подъездные пути;

Ø  путепроводные развязки железнодорожных линий между собой, а также с шоссе и городскими магистралями;

Ø  размещенные в узле самостоятельные производственные единицы железнодорожного транспорта (заводы по ремонту подвижного состава, электростанции, тяговые подстанции, материальные склады и др.).

Границами железнодорожного узла служат границы входных раздельных пунктов: станций, разъездов и постов.

Железнодорожный узел является одним из главных элементов транспортного узла.

 Классификация железнодорожных узлов

Узлы  складываются различным образом в зависимости от числа подходов, характера, направления и мощности грузовых и пассажирских потоков (транзитных и местных), роли узла в системе сети железных дорог, значения города и размещения его жилых и промышленных районов, расположения устройств других видов транспорта, топографии местности, наличия крупных рек и других местных условий. В результате влияния многих условий образовались узлы с разнообразными схемами и различными устройствами по мощности и характеру работы.

Однако, несмотря на большое разнообразие схем узлов, среди них можно выделить характерные типы, установив общие признаки и особенности для каждого из них.

По схеме размещения основных элементов, т. е. по геометрическим формам, имеются следующие основные типы узлов:

1)  узлы с одной станцией;

2)  крестообразные;

3)  треугольные;

4)  с параллельным расположением основных станций;

5)  с последовательным расположением .основных станций;

6)  радиальные (имеющие одну общую станцию в месте примыкания подходов и дополнительные станции на подходах в пределах узла);

7)  тупиковые;

8)  кольцевые (без тупиковых вводов и диаметров);

9)  радиально-кольцевые:

а) с тупиковыми линиями (без диаметров);

б) с тупиковыми линиями и диаметрами;

10)  радиально-полукольцевые;

11)  комбинированные.

В   классификации по  значению  на сети  железных  дорог и характеру эксплуатационной работы можно выделить шесть основных видов узлов: