Первичная обработка статистических данных. Практическое пособие, страница 33

Определенная совокупность квантилей для заранее подобранных значений pдает возможность составить представление о виде функции распределения исследуемой случайной величины. Например, по следующим децилям

;

;

можно построить график функции распределения случайной               величины Х, имеющей стандартное нормальное распределение, то есть функции

, который изображен на следующем рисунке.

Рисунок 2.4 – Построение графика функции распределения

по  децилям


Упражнения

2.1 В автошколе было проведено тестирование  по правилам дорожного движения. Каждому из 32 учащихся надо было решить 10 задач. В результате получены следующие данные о числе правильных ответов. Найдите моду и медиану данной выборки:

4     7      5     9     7     3     8     5

10   6     7     6     8      6      4     7

7      8      8      7     5     8     8     8

8      5      8     8     5     5     10   6

2.2 Следующая выборка состоит из данных о конкурсе  абитуриентов нескольких вузов по разным специальностям. Найдите медиану и моду данной выборки. Затем составьте статистический ряд и вычислите его моду и медиану. Сравните полученные значения.

2,7     1,5      3        2,1        1,4        2,3        3,1        4

1,5      2       1,4      3,2        3,1        5,2        2,2       1,5

2,4     1,1      5,7      1,4        2,7        2,5        1,7       1,8

4,1     3,6     2,6       2          4,3        3,5        6,2       2,5

2.3 Следующий вариационный ряд содержит данные о том, сколько льготных путевок получил каждый член профсоюза за последние 10 лет. Найдите моду и медиану данной выборки.

Кол-во путевок

Х

0        1        2         3         4         5           6           7           8

Частота

336    180    115      68       42       28         17         10         4

2.4 Вычислите  по данным тестирования учащихся по правилам дорожного движения в задаче 2.1. Сравните значения ,  и . Объясните полученные результаты.

2.5 Вычислите среднее  по данным задачи 2.2. о конкурсных баллах абитуриентов в вузах. Сравните ,  и . Объясните полученные результаты.

2.6 Вычислите среднее  по данным вариационного ряда из  задачи 2.3. Сравните его с модой и медианой. Объясните полученные результаты.

2.7 Верить или не верить гороскопам? Группа из 80 человек внимательно изучила опубликованные недельные гороскопы, и в конце недели каждый участник эксперимента указал, какой процент предсказаний оказался правильным. По данным наблюдений вычислите среднее, характеризующее процент сбывшихся предсказаний. Какой ответ подсказывает найденное значение?

Проценты

Х

0–20          20–40          40–60           60–80            80–100

Частота

45               18                 9                   6                    2

2.8 При исследовании транспортных проблем города были собраны данные об интервалах между рейсами автобусов для каждого часа движения в течение суток. Составьте вариационный ряд. Вычислите среднее , геометрическое среднее, гармоническое среднее. Сравните их значения и объясните результаты.

30      10     10     10      20

20     15     15     10     20

10     20     10     15      30

5        15     5       20      30

2.9 Декан факультета составил список студентов I курса, имеющих спортивные разряды. В списке оказалось 5 студентов   1-й группы, 4 студента – 2-й группы, 8 студентов – 3-й и 20 студентов –  4-й группы. Сколько спортсменов-разрядников в среднем приходится на одну группу? Вычислите арифметическое, геометрическое и гармоническое среднее. Какое из них более адекватно отражает исходные данные?

2.10  По данным Госкомитета ежемесячная пенсия в России в 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 годах составляла соответственно 449, 694, 3, 1024, 1379, 1627 рублей. Вычислите среднее арифметическое и среднее гармоническое пенсий за эти годы. Найдите среднее ежегодного роста пенсий. Объясните полученные результаты.