Оценка маркетинговых возможностей предприятия и обоснование рекомендаций по разработке стратегии продвижения, страница 19

По итогам 2001 года в России было продано 4 млн. телевизоров. 2,9 млн. из них представлены зарубежными марками, российская доля составила 13,75%  или 550 тыс. шт. (см. табл. 2.1). Примерно столько же было продано телевизоров «Горизонт» и «Витязь» производства Белоруссии. Наиболее популярными в нашей стране остаются зарубежные марки, часть которых производится и на территории РФ.

За 2001 год было произведено 45346 телевизоров «АВЕСТ». Доля рынка телевизоров «АВЕСТ» в 2001 году составила 1,13% от всех марок и 8,2 % от отечественных марок.

Емкость рынка телевизоров в России в 2002 г. составила 4,8 млн.шт.

На рынке телевизоров в 2002 г доля всех отечественных марок составила 20 %. Доля рынка телевизоров АВЕСТ составила 2,5 % (более 120 тыс. шт.), несмотря на запланированное в 2001 г. достижение уровня в 3,7 %.

Прогнозируемая емкость рынка телевизоров в России на 2003г составит 6 млн.шт.

Наиболее прочные позиции марка «Авест» занимает в дальневосточном регионе – 15,4% от общего объема продаж телевизоров, и в Забайкалье – 9 % (см. табл. 2.2). Остальные регионы, особенно Европейская часть и Урал, освоены слабо. В основном, это связано с их географической удаленностью, что влечет за собой увеличение транспортных расходов, а следовательно, и увеличение цены.

Таблица 2.2 – Объемы продаж телевизоров «АВЕСТ» в регионах в 2002 г.

Объем рынка (шт)

Объем продаж ТВ АВЕСТ, шт.

Объем рынка АВЕСТ (%)

Дальний Восток

239000

36806

15,4

Европейская часть

3186700

41427

1,3

Забайкалье

75000

6750

9,0

Сибирь

768700

30748

4,0

Урал

531700

5317

1,0

ИТОГО

4801100

121048

На 2003 год запланировано увеличение производства и сбыта телевизоров «Авест» в 2,7 раза. Предполагается увеличить долю рынка в России с 2,5% среди всех марок и 12,5% среди отечественных до 5,5% и 18% соответственно.

2.2.2  SWOT – анализ в процессе оценки позиций «Авест» на рынке телевизионной продукции

Среди внутренних и внешних факторов, которые могут оказать влияние на дальнейшее развитие фирмы «Авест» в области производства и сбыта телевизоров можно выделить следующие:

Возможности:

§ Рынок телевизоров растет достаточно стабильно – 20-25 % в год. Специалисты прогнозируют, что с 2003 г. начнется массовая замена телевизоров, приобретенных до 1998г. (до кризиса).

§ Потенциальными потребителями данной продукции является практически каждое домохозяйство в нашей стране. Вследствие улучшение общей экономической ситуации и растущего благосостояния семей ожидается, с одной стороны, смещение в сторону более дорогостоящих телевизоров (с большой диагональю, плоским экраном), а с другой стороны, увеличения количества телевизоров в расчете на одно домохозяйство (покупка второго и более телевизора).

§  С 2003г предполагается возможный рост доли рынка российских марок до 40-50 % при условии изменения таможенных пошлин на импортируемые готовые радиоэлектронные товары, что приведет к снижению конкурентоспособности бытовой техники, произведенной за рубежом (особенно в Белоруссии).

Угрозы:

§  Белорусские телевизоры («Горизонт» и «Витязь») имеют достаточно сильные позиции в ценовой конкуренции, так как пользуются государственными льготами на ввоз комплектующих (освобождение от НДС) и беспошлинным ввозом готовой продукции на территорию России (единая таможенная территория).

§  Одни из главных конкурентов «Сокол» и «Рубин» в 2003г. устанавливают более мощные производственные линии и намереваются увеличить свои доли рынка за счет вытеснения отечественных марок.

§  В связи с растущими доходами населения часть потребителей может перейти в более высокую ценовую категорию, то есть они будут приобретать телевизоры известных зарубежных марок.