Введение
Железные дороги как хозяйствующие субъекты являются потребителями различной экономической информации, без которой невозможна производственная деятельность всего предприятия. Одним из источников такой информации является бухгалтерский учёт, который имеет большое значение в управлении предприятием.
Особенности железнодорожного транспорта столь значительны, что они не могут не оказывать влияния на способы учёта хозяйственно-финансовой деятельности его предприятия. Территориальное размещение предприятий и единство технологического процесса, порядок формирования затрат и доходов от перевозок и другие факторы требуют применения в бухгалтерском учёте железных дорог нетиповых решений.
Производственно-хозяйственная деятельность каждого предприятия железнодорожного транспорта обеспечивается не только материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, но и необходимыми основными средствами. Это средства труда, которые в сочетании с материальными условиями процесса труда людей составляют производственный процесс.
Основные средства в своей совокупности образуют производственно– техническую базу и определяют производственную мощность железных дорог.
Железнодорожный транспорт является фондоёмкой отраслью народного хозяйства. В совокупности средств, находящихся на балансе железных дорог, основные средства занимают более 70 %, а доля амортизационных отчислений с их стоимости составляет более 12 % эксплуатационных расходов и около 5 % расходов подсобно – вспомогательной деятельности. Поэтому улучшение их использования способствует росту эффективности работы железнодорожного транспорта, обеспечивая повышение провозной и провозной способности железный дорог, рост прибыли и производительности труда.
В нынешних условиях на железнодорожном транспорте должно быть выдержано стратегическое направление на обеспечение устойчивой, рентабельной работы отрасли, предотвращение кризисных явлений, в особенности в отношении состояния её материально–производственной базы. Ведь основные фонды – это главный фактор производства и большая часть актива основной деятельности железных дорог. Фактически можно сказать, что актив комплексно определяет все аспекты производства. Но в современных условиях отрасль работает с основными фондами, износ которых весьма значителен и с каждым годом увеличивается. Общий уровень износа по всем основным производственным фондам вырос с 1993 года по настоящее время с 36 % до 56 % . Поэтому рост инвестиций в основной капитал в лучшем случае позволит сохранить нынешнее состояние основных производственных фондов, но не улучшит его. Если в 2002 году дефицит инвестиционных ресурсов составляет более 50 миллиардов рублей, то в 2005 году он может увеличиться до 120 миллиардов рублей.
Для восстановления и развития материально–технической базы, с наличием более новых фондов, имеющих высокие технико–экономические характеристики, необходимо увеличить инвестиционную привлекательность железнодорожного транспорта, который на 93 % ориентируется на собственный капитал и всего лишь на 7 % - на привлеченные.
Одним из инструментов обновления основных фондов является капитальный ремонт. Отрицательной стороной капитального ремонта является то, что если вложенные инвестиции возвращаются в виде амортизационных отчислений, то с затратами на ремонт этого не происходит.
Проблема разрыва между балансовой и рыночной стоимостью основных фондов влечет искажение исходных данных, без решения этой проблемы не может работать экономическое прогнозирование и нормирование затрат.
К 2001 году сложились искаженные соотношения между балансовой стоимостью основных средств и произведенной продукции, начисляемой и используемой для различных целей амортизации. Существенные различия возникли в учёте и согласии понятий основных фондов, основных средств и активов, раздельного налогового и бухгалтерского учета амортизируемых и не амортизируемых групп основных фондов. Несовершенство механизма отображения в бухгалтерском учёте амортизируемых, но неиспользуемых основных средств негативно сказывается на реализации транспортной продукции и её потребителях. Избавление предприятия от балласта неработающих фондов позволит восстановить реальную структуру затрат и доходов, а следовательно, и реальную эффективность производства.
Нормализация функционирования материальной базы, структуры затрат и доходов на железнодорожном транспорте способствует оздоровлению экономики и оживлению инвестиционной деятельности.
В настоящее время всё ещё существуют значительные различия в налоговом, бухгалтерском и статистическом учёте, устранение которых повысят эффективность и качество использования основных фондов и, следовательно, организацию более точного и своевременного учёта.
1. Теоретические основы учета основных средств предприятия
1.1 Основные средства, как фактор производства. Понятие и классификация
основных средств
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.