Анализ движения и использования основных фондов железнодорожного предприятия, страница 2

         Материально-техническая база железнодорожного транспорта, как и других хозяйств, представляет совокупность средств производства.

         Средства производства, которыми располагают предприятия, подразделяются на средства труда (здания, машины, станки) и предметы труда (материалы, полуфабрикаты, топливо, локомотивы, вагоны и другие предметы). Средства производства образуют производственные фонды, которые делятся на основные и оборотные. Определяющая роль в процессе производства принадлежит основным производственным фондам. Они характеризуют производственную мощность предприятия, обусловливают объём перевозок и погрузочно–разгрузочных работ и уровень производительности труда. Результаты современного производства определяются обновлением и совершенствованием производственных фондов и зависят от степени их использования.

         Основные производственные фонды – это средства труда, которые полностью или частично сохраняют свою натурально–вещественную форму в течение многих производственных циклов (обычно годы) и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям, по мере снашивания.

         На предприятиях железнодорожного транспорта на протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятия и передаются предприятию, изнашиваются в результате эксплуатации, подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества, перемещаются внутри предприятия, выбывают вследствие физического износа или нецелесообразности дальнейшего использования.

         Итак, в составе основных средств предприятия отражают различные материально–вещественные ценности, используемые как средства труда в натуральной форме в течение длительного времени в производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд организации. Кроме того, эти средства должны приносить экономические выгоды.

         Основные средства железнодорожного транспорта учитываются, как правило, на балансе тех предприятий, которые их эксплуатируют. Однако грузовые вагоны и контейнеры, обращающие по сети железных дорог, не могут быть учтены на балансе линейного предприятия, поэтому эти основные средства приписаны к железным дорогам и учитываются на балансах финансовых служб. Исключения составляют и некоторые другие виды основных средств. Так, на балансе дистанции гражданских сооружений учитываются жилые и административные здания обще-дорожного назначения, здания и сооружения служб движения, сигнализации и связи, пассажирской, кроме вокзалов внеклассных, первого, второго, третьего классов. На балансе дистанции сигнализации, связи и вычислительной техники – эксплуатируемые на станциях устройства механизированных сортировочных горок, автоматические устройства, связанные с обслуживанием пассажиров.

         Прежде, чем перейти к вопросу о классификации основных средств, следует отметить, что относится к основным средствам.

         К основным средствам согласно ПБУ 6 / 01 '' Положение по бухгалтерскому учёту основных средств '' относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и внутрихозяйственные дороги, прочие основные средства, сроком полезного использования более двенадцати месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает двенадцать месяцев.

         Следует отметить, что к основным средствам относят вложения в улучшение земель  и в арендованные здания, сооружения и другие основные средства. Также в составе основных средств учитываются и находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие  природные ресурсы). К основным средствам относятся средства в обороте, которые ранее относились к малоценным быстроизнашивающимся предметам, стоимостью 10000 рублей: