Анализ движения и использования основных фондов железнодорожного предприятия, страница 11

         Такой порядок начисления амортизации нелинейным способом применяется вплоть до того месяца, в котором остаточная стоимость амортизируемого имущества достигнет 20 % от его первоначальной (восстановительной) стоимости. Со следующего месяца остаточная стоимость объекта становится его базовой стоимость. Чтобы определить ежемесячную сумму амортизации, базовую стоимость делят на количество месяцев, оставшихся до истечения срока использования объекта.

         Например, срок полезного использования компрессора равен пяти годам       (60 месяцев). Первоначальная стоимость 50000 рублей, тогда норма амортизации составит:

К = 2 / 60 * 100 %  = 3,33 %.

Амортизация за февраль, март, апрель будет равна:

Аф = 50000 * 3,33 % = 1665 рублей;

Ам = (50000 – 1665) * 3,33 % = 1609,55 рублей;

Аа = (50000 – 1665 – 1609,55) * 3,33 % = 1555,96 рублей.

В январе 2006 года (48 месяцев) сумма амортизации достигнет 40160,51 рублей. Соответственно остаточная стоимость равна 9839,49 рублей, то есть менее 20 % от его первоначальной. С февраля 2006 года амортизация будет начисляться исходя из его базовой стоимости – 9839,49 рублей. Сумма амортизации в последние двенадцать месяцев будет равна 1,96 рублей.

         Отметим, что основные средства, приобретенные или созданные до 1 января 2002 года, принимаются к учёту либо по восстановительной стоимости, при использовании линейного метода, либо по остаточной стоимости, при использовании нелинейного метода.

         НК РФ предусматривает коэффициенты для некоторых основных средств. В первую очередь это касается объектов, которые используются для работы в агрессивной среде. Агрессивной средой считается влияние природных или искусственных факторов, вследствие которых основные средства быстро изнашиваются или может произойти авария. К нормам амортизации таких объектов можно применять коэффициент, не превышающий 2.

         Для основных средств, которые являются предметом договора лизинга, к основной норме амортизации можно применять коэффициент, но не выше 3.

         Выше названные положения не распространяются на основные средства первой – третьей группы, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом.

         Начисление амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в эксплуатации производится исходя из срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) их эксплуатации. Это возможно если амортизация по этим средствам будет начисляться линейным методом. При начислении амортизации нелинейным методом расчёт амортизации по поддержанным основным средствам, НК РФ не разъясняет.

         С вступлением в силу главы 25 ''налог на прибыль организаций'' НК РФ появились некоторые отличия в порядке начисления амортизации. Отметим ряд отличий:

         1) Изменен перечень имущества, которое не амортизируется для целей налогообложения;

         2) С 2002 года организация может применять как линейный метод, так и нелинейный метод начисления амортизации.

         3) С 2002 года амортизация начисляется на всё имущество, за исключением материально – производственных запасов, товаров, ценных бумаг, финансовых инструментов, находящихся у организации на праве собственности.

         1.5 Ремонт основных средств (фондов)

         Машины, оборудование, подвижной состав, сооружения, здания и другие виды основных фондов состоят из частей, которые изготавливаются из разных материалов, работают с разной нагрузкой и изнашиваются неравномерно. В процессе выполнения работ по перевозкам неравномерность изнашивания частей  основных фондов вызывает необходимость частичного их восстановления или ремонта.

         За годы развития железнодорожного транспорта в отрасли была сформирована достаточно крупная промышленность, обслуживающая основную деятельность железных дорог.

         Ремонтные предприятия железнодорожного транспорта подразделяются на две группы. Первая группа – это предприятия железных дорог, к которым относятся, в основном, локомотивные и вагонные депо. Они находятся на балансе основной деятельности железных дорог и удовлетворяют их нужды. В депо выполняют текущих ремонт, техническое обслуживание локомотивов, деповской и текущий (в отдельных случаях и капитальный) ремонт грузовых, пассажирских и рефрижераторных вагонов.