Анализ движения и использования основных фондов железнодорожного предприятия, страница 37

1

2

3

4

5

6

- передаточные

устройства

53,886

55,952

46,454

+ 2,066

- 9,498

1.3 машины и     оборудование, в т. ч.

43,468

40,673

33,798

- 2,795

- 6,875

- силовые машины и   оборудование

1,420

1,054

0,809

- 0,366

- 0,245

- рабочие машины и оборудование

19,979

22,093

16,853

+ 2,114

- 5,240

- измерительные приборы и устройства

22,014

17,479

16,071

- 4,535

- 1,408

- вычислительная техника

0,055

0,047

0,065

- 0,008

+ 0,018

1.4 транспортные средства

1,368

1,061

1,207

- 0,307

+0,146

1.5 инвентарь производ - ственный и хозяйствен-ный и др. виды фондов

0,068

0,047

0,038

- 0,021

- 0,009

2) Производственные основные средства отрас-ли сельского хозяйства

0,175

0,216

0,442

+ 0,041

+ 0,226

3) Непроизводственные фонды жилищного хо-зяйства (жилые здания)

-

0,001

0,001

+ 0,001

-

Итого основных фондов

100

100

100

-

-

         Для наглядности представим структуру имеющихся на предприятии ШЧ-13 основных производственных фондов транспорта за 2000, 2001 и 2002 года в виде диаграммы (рисунок 5).

2000 год

                                                                          

2001 год

2002 год

         Рис. 5 Структура производственных фондов транспорта

         На предприятии ШЧ-13 основные средства представлены достаточно детально, но отсутствует выделение активной части основных производственных фондов из общей суммы производственных фондов транспорта. Итак, по данным таблиц 3.5 и 3.6, а также рисунка 5 можно сделать вывод, что основные средства дистанции более чем на 99,0 % представлены основными производственными фондами транспорта. В целом по этим средствам наблюдается рост стоимости, который обеспечен как поступлением фондов, так и их переоценкой. В 2001 году по сравнению с 2000 годом стоимость увеличилась на 263623 тыс. руб. или на 63,0 %, а в 2002 году по отношению к 2001 году – на 276618 тыс. руб. или на   41,0 %. Удельный вес производственных фондов транспорта за три года составлял более 99,0 %, но как видно из таблицы 3.6 с каждым годом он сокращается, так в 2001 году на 0,042 %, а в 2002 году на 0,226 %. Снижение удельного веса незначительно и связано, с появлением в 2001 году непроизводственных основных фондов в размере шести тысяч рублей, удельный вес которых составил 0,01 %. В 2002 году произошёл рост стоимости (почти в три раза) производственных средств сельского хозяйства, что и повлекло за собой снижение удельного веса фондов транспорта в общей структуре. Заметим, что рост средств сельского хозяйства не обеспечен поступлением, а только переоценкой, в результате которой стоимость фондов в 2001 году возросла на 748 тысяч рублей, а в 2002 году – на 2783 тысяч рублей. В связи с ростом стоимости в структуре изменился удельный вес этих средств, о чём говорят данные таблицы 3.6, так в 2001 году они занимали 0,216 %, а в 2002 году уже 0,442 %.

         Говоря о наличии и структуре основных производственных фондов транспорта, следует отметить, что наибольший удельный вес занимают сооружения, а именно передаточные устройства. Такая структура объясняет специфику деятельности дистанции сигнализации, связи и вычислительной техники.

         Данные таблицы 3.5 говорят о росте стоимости сооружений, как в абсолютном значении, так и в структуре. В 2002 году они составили 64,5 %, что на 6,5 % больше предыдущего года. Изменение удельного веса хорошо представлено на рисунке 5. Следует отметить, что при росте стоимости передаточных устройств в абсолютном значении, в динамике в 2002 году по сравнению с 2001 годом произошло снижение на 9,5 %, то есть с 55,95 % до     46,5 %.