Анализ движения и использования основных фондов железнодорожного предприятия, страница 41

     

         Рис. 7 Динамика коэффициента выбытия

         На основании проведённых расчётов (см. табл. 3.8, рисунки 6 и 7) можно сказать, что наиболее интенсивное движение фондов отмечалось в 2001 году, а наименее – в 2002 году. На предприятии ШЧ за последние три года отмечается  неустойчивая тенденция обновления фондов, так в 2000 году общий коэффициент поступления составлял 8,5 %, в 2001 году – 2,4 %, а в 2002 году – 18,1%. В 2002 году поступление произошло за счёт приобретения новых фондов. По коэффициенту выбытия можно сказать, что к 2001 году он возрос с 0,2 % до 3,7%, а в 2002 году наоборот произошёл спад с 3,7 % до 1,9 %. Заметим, что и в 2000 и в 2002 годах выбытие основных производственных фондов произошло за счёт ликвидации полностью, морально и физически, устаревшего объекта. Об этом говорят данные таблицы 3.8, где коэффициент выбытия и ликвидации равны. Так как в 2000 и 2002 года значение коэффициента поступления (обновления) превышает значение коэффициента выбытия, который равен коэффициенту ликвидации, с уверенностью можно сказать, что на предприятии ШЧ в эти годы происходило обновление фондов, а это положительно сказывается на работе дистанции в целом. В 2001 году очевидно превышение коэффициента выбытия над поступлением. Нельзя сказать, что такая ситуация отрицательно отразилась на деятельности предприятия. Выбытие было обусловлено безвозмездной передачей фондов предприятиям системы МПС и всего лишь на 0,7 % ликвидацией.

         В 2000 году поступление наблюдается по всем видам основных средств, кроме зданий, по которым отсутствует вообще какое – либо движение. Такая же ситуация в отношении зданий отмечена в 2002 году, зато в 2001 году коэффициент поступления составлял 100,0 % и в конце года эти средства были списаны с баланса предприятия. Это объясняется тем, что здания были переданы на баланс Комсомольского отделения дороги. В 2000 году на 83,9 % поступление обусловлено приобретением инвентаря, хотя в последующие годы поступления практически не было, в 2001 году – 7,1 % и в 2002 году – 3,3 %. Другого движения по этому виду основного средства не отмечалось.

         По группе транспортных средств очевидна тенденция спада поступления и выбытие средств. Так в 2000 году обновление составило 48,2 %, в 2001 году –    4,6 %, а в 2002 году поступление отсутствует. В 2000 году происходило обновление этих фондов, так как выбытие обусловлено ликвидацией на 6,5 %, а поступление на 48,2 %. В 2001 году предприятие ШЧ передало свои фонды другим предприятиям МПС, поэтому выбытие составило 4,7 %. В 2002 году  транспортные средства были ликвидированы.

         Такие средства как сооружения периодически обновлялись, например в 2001 году на 13,6 %, а в 2002 году на 24,0 %.

         Одной из значимых групп основных фондов являются машины и оборудование, по которым наблюдается небольшой процент обновления, но с постоянной тенденцией к росту. Так в 2000 году коэффициент поступления составлял 1,1 %, в 2001 году уже 5,7 %, а в 2002 году – 7,4 %. Вместе с тем происходит и выбытие этих фондов в виду их полного износа, за исключением 2001 года, в котором коэффициент ликвидации составлял 1,7 % против 5,9 % выбытия.

         В целом динамику основных средств характеризует коэффициент прироста. Общий коэффициент прироста в 2000 году составил 9,1 %. Он обеспечен поступлением транспортных средств на 80,6 %. В 2002 году прирост составил 19,8 %, который произошёл за счёт прироста только машин и оборудования на  2,7 %. В 2001 году отсутствие прироста не говорит об отсутствии обновления фондов, что подтверждают данные таблицы 3.8.

         В целом предприятие ШЧ-13 по возможности обновляет свои производственные фонды и избавляется от устаревших и неэффективных средств. Такая политика дистанции  в отношении своих основных фондов оценивается положительно.

         3.3 Анализ технического состояния и эффективности использования

               основных фондов предприятия ШЧ