Анализ движения и использования основных фондов железнодорожного предприятия, страница 47

Год

Остаточная стоимость на начало года

Среднегодовая стоимость

Налог на имущество

2003

321 620

241 215

((321 620 + 160 810) : 2)

4 824

(241 215 * 2 %)

2004

160 810

120 607

2 412

2005

80 405

60 304

1 206

2006

40 203

20 101

402

Итого

-

-

8 844

Итак, сумма налога на имущество составила 8 844 рублей.

         Предположим, что предприятие ШЧ-13 начисляет амортизацию способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Сумма чисел лет срока полезного использования коммутатора составляет 10 лет. Определим размер амортизационных отчислений (таблица 4.4).

Таблица 4.4

Расчёт амортизационных отчислений

Год

Оставшийся срок службы на начало года, лет

Годовая сумма амортизации, руб.

2003

4

128 648 (321 620 руб. * 4 года : 10 лет)

2004

3

96 486

2005

2

64 324

2006

1

32 162

Итого

-

321 620

Как и в предыдущих примерах рассчитаем налог на имущество за эти годы (таблица 4.5)

Таблица 4.5

Расчёт налога на имущество, руб.

Год

Остаточная стоимость на начало года

Среднегодовая стоимость

Налог на имущество

2003

321 620

257 273

5 145

2004

192 927

144 706

2 894

2005

96 486

64 324

1286

2006

32 162

16 081

321

Итого

-

-

9 646

Итак, сумма налога на имущества составила 9 646 рублей.

         По данным расчётов видно, что налог на имущество предприятие ШЧ сможет оптимизировать в случае, если будет начислять амортизацию либо способом уменьшаемого остатка (сумма налога на имущество равна 8 844 рублей), либо способом списания стоимости по сумме чисел (сумма налога на имущество равна 9 646 рублей). Предприятие ШЧ-13 использует линейный метод начисления амортизации,  при использовании которого сумма налога на имущество составила 12 864 рублей.

         Предприятия стремятся использовать в производстве наиболее прогрессивные технологии. Это приводит к убыткам от неполной амортизации стоимости объектов, выбывающих до окончания срока полезного использования, потому что возможность морального износа не учитывается в процессе начисления амортизации. В этой связи возникает потребность в исследовании способов начисления амортизации с позиции адекватности отражения ими процесса физического износа и учёта динамики морального износа объектов.

         Как известно предприятия железных дорог используют линейный метод начисления амортизации, обеспечивающий начисление одинаковых сумм амортизации со стоимости основных фондов, используемых с разной интенсивностью. Поэтому возникает необходимость разбить основные фонды на четыре группы и для каждой применять свой способ начисления амортизации.

         Разобьём объекты основных средств на четыре группы:

-  активные основные фонды;

-  пассивные фонды, подверженные быстрому моральному износу;

-  пассивные фонды, обеспечивающие процесс перевозок и не

подверженные быстрому моральному износу;

          -    пассивные основные фонды общего назначения.

         При отнесении объектов к определённой группе необходимо руководствоваться тем, что способ начисления амортизации должен отражать процесс износа объекта с учётом интенсивности его использования в различные периоды или быть близким к этому, а также существенно не усложнять систему учёта, действующую в структурных подразделения железных дорог.

         К первой группе можно отнести наиболее активную часть основных производственных фондов, непосредственно участвующую в процессе производства, например, силовые и рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы.