- специальные инструменты и приспособления;
- сменное оборудование;
- постельные принадлежности.
Кроме того, в составе основных средств учитываются:
- форменная одежда;
- спецодежда и спецобувь;
- временные (не титульные сооружения), которые числятся за балансом;
- орудия лова, срок службы которых более двенадцати месяцев.
Итак, классификация основных средств (фондов) – группировка основных средств по определенным признакам, используемая в планировании, учёте и отчетности.
Основные средства железных дорог разнообразны по составу и назначению. Все основные средства для планирования, учёта и контроля их наличия и использования группируются по отраслям народного хозяйства. Так основные средства группируются по отраслям, производящим товары, и отраслям, оказывающим услуги. К первым относятся:
- промышленность;
- строительство;
- сельское хозяйство;
- лесное хозяйство и другие отрасли сферы материального производства.
Ко вторым относятся:
- транспорт и связь;
- торговля и общественное питание;
- материально - техническое снабжение и сбыт;
- здравоохранение, образование, наука;
- культура и искусство.
Главным критерием классификации основных средств по отраслям народного хозяйства является вид деятельности предприятия или его подразделений.
На железных дорогах основные средства, непосредственно связанные с перевозками (локомотивы, вагоны, земляное полотно, верхнее строение пути и другие), относятся к отрасли '' Транспорт '', а основные средства учебных заведений, числящихся на балансе железных дорог, - к отрасли '' Народное образование ''.
В зависимости от функционально назначения в производственно – хозяйственной деятельности предприятий основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.
К основным средствам производственного назначения относятся средства отраслей, производящих товары (промышленность, строительство и другие), и отраслей, оказывающих услуги производственного характера (транспорт, торговля и другие). В бухгалтерском учёте железных дорог они подразделяются на производственные основные средства транспорта и производственные основные средства других отраслей.
Производственные основные средства транспорта – это средства, непосредственно участвующие в перевозочном процессе и находящиеся на балансе основной деятельности предприятий (локомотивы, вагоны, устройства пути и сигнализации, централизации и блокировки (далее СЦБ)), а также средства подсобно – вспомогательных производств, необходимых для обслуживания процесса перевозок.
К производственным основным средствам других отраслей на железных дорогах относят, например, электростанции, подсобные сельские хозяйства и другие средства.
Непроизводственные основные фонды – это жилые дома, общежития, детские и дошкольные учреждения, дома отдыха и санатории, и другие учреждения культурного назначения, которые не используются в процессе производства, но обслуживают социальные нужды персонала предприятия.
По степени использования в хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на действующие и бездействующие основные средства. К действующим основным средствам относят средства, находящиеся в эксплуатации, в том числе и ремонтируемые. В состав бездействующих основных средств включают средства в запасе и на консервации (локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны, оставленные в резерв Министерства Путей Сообщения (далее МПС), дороги). В составе бездействующих основных средств необходимо особо выделить излишние и не используемые на предприятии машины, оборудование, транспортные средства, так как по основным средствам в запасе амортизация начисляется, а по основным средствам, находящимся на консервации, начисление амортизации приостанавливается.
По роли в производственном процессе различают активную и пассивную части основных Фондов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.