Анализ движения и использования основных фондов железнодорожного предприятия

Страницы работы

125 страниц (Word-файл)

Содержание работы

           Введение

         Железные дороги как хозяйствующие субъекты являются потребителями различной экономической информации, без которой невозможна производственная деятельность всего предприятия. Одним из источников такой информации является бухгалтерский учёт, который имеет большое значение в управлении предприятием.

         Особенности железнодорожного транспорта столь значительны, что они не могут не оказывать влияния на способы учёта хозяйственно-финансовой деятельности его предприятия. Территориальное размещение предприятий и единство технологического процесса, порядок формирования затрат и доходов от перевозок и другие факторы требуют применения в бухгалтерском учёте железных дорог нетиповых решений.

         Производственно-хозяйственная деятельность каждого предприятия железнодорожного транспорта обеспечивается не только материальными,  трудовыми и финансовыми ресурсами, но и необходимыми основными средствами. Это средства труда, которые  в сочетании с материальными условиями процесса труда людей  составляют производственный  процесс.

         Основные средства в своей совокупности образуют производственно– техническую базу и определяют производственную мощность железных дорог.

         Железнодорожный транспорт является фондоёмкой отраслью народного хозяйства. В совокупности средств, находящихся на балансе железных дорог, основные средства занимают более 70 %, а доля амортизационных отчислений с их стоимости составляет более 12 % эксплуатационных расходов и около 5 % расходов подсобно – вспомогательной деятельности. Поэтому улучшение их использования способствует росту эффективности работы железнодорожного транспорта, обеспечивая повышение провозной и провозной способности железный дорог, рост прибыли и производительности труда.

         В нынешних условиях на железнодорожном транспорте должно быть выдержано стратегическое направление на обеспечение устойчивой, рентабельной работы отрасли, предотвращение кризисных явлений, в особенности в отношении состояния её материально–производственной базы. Ведь основные фонды – это главный фактор производства и большая часть актива основной деятельности железных дорог. Фактически можно сказать, что актив комплексно определяет все аспекты производства. Но в современных условиях отрасль работает с основными фондами, износ которых весьма значителен и с каждым годом увеличивается. Общий уровень износа по всем основным производственным фондам вырос с 1993 года по настоящее время с 36 % до 56 % . Поэтому рост инвестиций в основной капитал в лучшем случае позволит сохранить нынешнее состояние основных производственных фондов, но не улучшит его. Если в 2002 году дефицит инвестиционных ресурсов составляет более 50 миллиардов рублей, то в 2005 году он может увеличиться до 120 миллиардов рублей.

         Для восстановления и развития материально–технической базы, с наличием  более новых фондов, имеющих высокие технико–экономические характеристики, необходимо увеличить инвестиционную привлекательность железнодорожного транспорта, который на 93 % ориентируется на собственный капитал и всего лишь на 7 % - на привлеченные.

         Одним из инструментов обновления основных фондов является капитальный ремонт. Отрицательной стороной капитального ремонта является то, что если вложенные инвестиции возвращаются в виде амортизационных отчислений, то с затратами на ремонт этого не происходит.

         Проблема разрыва между балансовой и рыночной стоимостью основных фондов влечет искажение исходных данных, без решения этой проблемы не может работать экономическое прогнозирование и нормирование затрат.

           К 2001 году сложились искаженные соотношения между балансовой стоимостью основных средств и произведенной продукции, начисляемой и используемой для различных целей амортизации. Существенные различия возникли в учёте и согласии понятий основных фондов, основных средств и активов, раздельного налогового и бухгалтерского учета амортизируемых и не амортизируемых групп основных фондов. Несовершенство механизма отображения в бухгалтерском учёте амортизируемых, но неиспользуемых основных средств негативно сказывается на реализации транспортной продукции и её потребителях. Избавление предприятия от балласта неработающих фондов позволит восстановить реальную структуру затрат и доходов, а следовательно, и реальную эффективность производства.

         Нормализация функционирования материальной базы, структуры затрат и доходов на железнодорожном транспорте способствует оздоровлению экономики и оживлению инвестиционной деятельности.

         В настоящее время всё ещё существуют значительные различия в налоговом, бухгалтерском и статистическом учёте, устранение которых повысят эффективность и качество использования основных фондов и, следовательно, организацию более точного и своевременного учёта.

         1. Теоретические основы учета основных средств предприятия

         1.1 Основные средства, как фактор производства. Понятие и классификация

основных средств

Похожие материалы

Информация о работе