· Альфа – вводится уровень значимости 0,05;
· Выходной диапазон– вводится ссылка на новый рабочий лист «t-тест-одинак-дисп».

Рис. 5. Заполнение диалогового окна
Двухвыборочный
-тест с одинаковыми
дисперсиями
На рисунке 6 представлены рассчитанные в данном режиме показатели.

Рис. 6. Результаты проверки гипотезы ![]()
,
где
и
неизвестны
и ![]()
Вывод. Наблюдаемое значение
попадает
в область допустимых значений, т.е. 1,001=![]()
![]()
=1,982,
поэтому нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу
:
на уровне значимости
0,05 при альтернативной гипотезе
,
. Для
-значения имеет место неравенство
0,319>0,05, что также говорит о хорошем согласии с
.
При альтернативной гипотезе
имеем:
=1,001<1,6591=
,
=0,1595>0,05,
значит,
гипотеза
:
отвергается при уровне
значимости
=0,05. При
альтернативной гипотезе
имеем:
= –1,001> –1,6591=
,
=0,1595>0,05,
значит,
гипотеза
:
принимается при уровне
значимости
=0,05.
4. Проверка гипотезы о равенстве
математических ожиданий при неизвестных и неравных дисперсиях.По выборкам
и
значений
нормально распределенных случайных величин
~
и
~
выдвигается гипотеза о равенстве математических
ожиданий:
:
,
в
предположении, что
и
неизвестны
и неравны, при одной из альтернативных гипотез
:
1)
,
,
2)
,
3)
.
Для проверки данной гипотезы используется режим
анализа Двухвыборочный
-тест с различными
дисперсиями. Значения параметров в одноименном диалоговом окне
устанавливаются следующим образом (рис. 7):
· Интервал переменной 1 – вводятся ссылки на ячейки А1:А51, в которых
находятся значения выборки
;
· Интервал переменной 2 – вводятся ссылки на ячейки С1:С61, в которых
находятся значения выборки
;
· Гипотетическая средняя разность – вводится число 0;
· Метки – устанавливается флажок;
· Альфа – вводится уровень значимости 0,05;
· Выходной диапазон– вводится ссылка на новый рабочий лист «t-тест-различ-дисп».

Рис. 7. Заполнение диалогового окна
Двухвыборочный
-тест с различными дисперсиями
На рисунке 8 представлены рассчитанные в данном режиме показатели.

Рис. 8. Результаты проверки гипотезы ![]()
,
где
и
неизвестны
и ![]()
Вывод. Наблюдаемое значение
попадает в область допустимых значений,
т.е. 1,0118=![]()
![]()
=1,9832. Поэтому нет оснований отвергнуть нулевую
гипотезу
:
на уровне значимости
0,05 при альтернативной гипотезе
,
. Для
-значения имеет место неравенство
0,3139>0,05, что также говорит о хорошем согласии с
.
При альтернативной гипотезе
имеем:
=1,0118<1,6591=
,
=0,1569>0,05,
значит,
гипотеза
:
также принимается при
уровне значимости
=0,05. При
альтернативной гипотезе
имеем
= –1,0118>–1,6591=
,
= 0,1569>0,05.
Значит,
гипотеза
:
также принимается при
уровне значимости
=0,05.
5. Проверка гипотезы о равенстве
дисперсий нормальных выборок при неизвестных математических ожиданиях.По
выборкам
и
значений
нормально распределенных случайных величин
~
и
~
с неизвестными математическими ожиданиями
,
,
выдвигается гипотеза
:
,
при
альтернативной гипотезе
, которая может быть
одной из следующих:
1)
(если
), или
(если
),
2)
.
Для проверки данной гипотезы используется режим работы
Двухвыборочный
-тест для дисперсии.
Значения параметров в одноименном диалоговом окне устанавливаются следующим образом
(рис.9):
· Интервал переменной 1 – вводятся ссылки на ячейки А1:А51, в которых
находятся название и значения выборки
;
· Интервал переменной 2 – вводятся ссылки на ячейки С1:С61, в которых
находятся название и значения выборки
;
· Гипотетическая средняя разность – вводится число 0;
· Метки – устанавливается флажок;
· Альфа – вводится уровень значимости 0,05;
· Выходной диапазон– вводится ссылка на новый рабочий лист «F-тест».

Рис. 9. Заполнение диалогового окна
Двухвыборочный
-тест для дисперсии
В выбранном выходном диапазоне A1:C10 появится результат анализа, представленный на рисунке 10.

Рис. 10. Результаты проверки гипотезы
:
, где
,
неизвестны
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.