Девиантное (отклоняющееся) поведение и механизмы социального контроля, страница 44

Как в том, так и в другом отношении дозволенность в нашем обществе заходит так далеко, что, если бы внимание было прямо направлено только на то, что делается и говорится в этой сфере, общество вряд ли смогло бы обеспечить себе выживаемость. Так, политическая партия в ходе политической кампании серьезно уверяет публику, что ее оппоненты совершенно не способны управлять, что ценности, которые они представляют, прямо противоположны “настоящим ” американским, и т.п. Но тем не менее, когда их соперники занимают должности, все это волнение утихает, и члены первой партии как-то находят возможным продолжать существовать в данном обществе и выполнять свои нормальные ролевые обязанности. Даже президент, хотя он и из противоположной партии, тем не менее все-таки президент Соединенных Штатов и обладает всем достоинством, которое дается ему его высокой должностью.

Все это предполагает, что существует не только дозволенность, но также и целый ряд механизмов, которые противодействуют ей и ограничивают ее. Одна из сторон превентивного действия определенных элементов институциональной структуры была уже отмечена выше, она заключается в выдвижении контрверсий. Должностное лицо никогда не рассматривается исключительно как “политическое пугало”, оно награждается также и аспектом ответственности за общее благо. В определенном смысле возможно “окультурить” успешно продвинувшихся на места должностных лиц кандидатов в том, что касается системы ожиданий, так, чтобы они могли с большим или меньшим успехом играть эту роль.

Более того, в определенных контекстах и при определенных условиях действия и слова должностных лиц ритуализированы там, где это касается выражения чувств и ценностей, общих для всей группы. В функциях, связанных с системой чувств людей, включенных в данную ситуацию, можно иногда найти много общего с “интерпретациями” психотерапевтов.

В главе 10 будет также показано, что ориентация на коллектив играет очень важную роль в валидизации положения терапевта. Можно предположить, что в общем и целом через социальную систему элементы ориентации на коллектив выполняют важные функции в более общем контексте социального контроля. Первое, что бросается в глаза, это что внутри организации власть всегда институционализирована в терминах ориентации на коллектив, несмотря даже на то, что цели данной организации в целом по преимуществу определяются в терминах ориентации на себя, как это бывает, например, в случае деловой фирмы.

Во-вторых, весьма важно, что, в отличие от политических партий, которые устремлены более всего к тому, что можно определить как “занятие должности ” как таковой, сами политические должности определены очень строго, правда, в моделях поведения, исключительно в терминах ориентации на коллектив. В-третьих, даже в “капиталистических” обществах существуют очень важные организации и структуры, также определяемые в терминах ориентации на коллектив, посвящающие себя общему благу. В частности, в сфере социального контроля наиболее важным классом таких структур являются университеты. Их роль как проводника институционализации важнейшей культурной традиции, которую мы будем рассматривать в последующих главах, была бы невозможна, если бы не эта черта их модели: теснейшая связь с ценностями объективности и беспристрастности.

С другой стороны, вполне может оказаться, что одна из важнейших причин неспособности класса предпринимателей консолидировать свою позицию национальной элиты в смысле достижений того, что называют “правящим классом”, состоит в том, что его первичная роль определяется в терминах “ориентации на себя ” и, таким образом, дозволяет слишком большую готовность к попечению о собственных делах, что оказывается обстоятельством, мешающим осуществить власть “ответственно ” и деятельно. Общественное доверие, облегчающее необходимую “терапевтическую ” функцию, может оказаться несовместимым с таким определением роли. Девиантное движение, противостоящее “системе прибыли ” на моральном основании, относительно легко сходит на нет, если оно вообще ничего не может противопоставить символу прибыли.