Девиантное (отклоняющееся) поведение и механизмы социального контроля, страница 35

Все вышесказанное, однако, не относится прямо к механизмам социального контроля в строгом смысле, хотя оно описывает существенные детали того фона, на котором мы должны анализировать действие таких механизмов. Если же нозвратиться к рассмотрению нормального социального взаимодействия в институционализированных рамках как к процессу взаимных влияний и ответных действий, то обнаружится, что процесс социального контроля осуществляется постоянно. Акторы постоянно что-то делают и говорят, что более или менее “выходит за рамки ”, как, например, постановка под сомнение чьих-то мотивов или слишком необоснованные предположения и проч. Внимательный наблюдатель заметит, что другие в таких ситуациях имеют тенденцию часто неосознанно реагировать на такие малые отклонения так, чтобы отбросить девианта назад “в рамки ” тактичным несогласием с ним, молчанием, которым подчеркивается, что сказанное им не может быть принято, а чаще всего юмором, снимающим напряженность, в результате чего взгляд девианта на себя оказывается гораздо ближе к тому взгляду, которые имеют на него другие. Можно утверждать, что этот малый контрольный механизм есть способ, которым институционализированные ценности осуществляется в поведении. На определенном уровне существуют Наиболее фундаментальные механизмы, отвечающие за все, Я только когда они нарушаются, возникает необходимость включать в дело специализированные более тонкие механизмы.

Вне сферы этих механизмов в социальной системе возникают точки, в которых люди подвергаются особым напряжениям. В огромном большинстве такого рода случаев мы обнаруживаем особые феномены, которые можно интерпретировать, по крайней мере частично, по их функции как механизмы, “перекрывающие ” такие напряжения с минимумом разрушительных последствий для социальной системы. Два типа таких механизмов можно кратко здесь обсудить. Один тип — это ситуации, в которых в силу определенных факторов, в частности, особой остроты проблем адаптации для людей, возникает необычная напряженность. В целом сфера религии и магии содержит множество примеров таких ситуаций. Там, где возникают проблемы плохого состояния здоровья, и в связи с тяжелыми утратами также можно найти яркие примеры. Реакции, к которым имеют тенденцию приводить такие необычные напряжения, были охарактеризованы нами выше. Они содержат потенциально деструктивные компоненты и деструктурируют социальную систему. В случае неопределенности, как показывает пример тробрианцев, одним из таких компонентов может быть обескураженность, а общая тенденция — отчуждение. Подобная ситуация возникает и в случае тяжелой утраты, когда может утеряться импульс держаться как все. Ритуал в таких случаях помогает организовать систему реакций в положительном плане и противодействовать разрушительным тенденциям (9).

Один из аспектов таких ритуальных моделей: они позволяют привести в действие возможность символически “снять ” эмоциональное напряжение, связанное с этой стрессовой ситуацией. Они обеспечивают возможность разрешенной релаксации от дисциплины повседневной жизни, которая, в частности, в обычном окружении, оказывает довольно сильное давление на ориентацию. Но это не означает в то же время и полной свободы или безграничной возможности экспрессии. Напротив, действия строго канализируются в культурно предписанные формы, которые не позволяют “блуждать в совершенном бездорожье”. Любопытная черта таких ритуалов в том, что их предписанность общепризнанна и тем самым обеспечивает поддержку определенной группе в попытках овладеть ситуацией. Можно также символически доказать наличие установок доминирующих ценностей. Так, например, в случае смерти для оставшихся в живых оживляется значение такой ценности, которая утверждает солидарность с умершими следующими словами: “им бы этого хотелось” (10).