Девиантное (отклоняющееся) поведение и механизмы социального контроля, страница 28

Легитимизация девиантной модели немедленно переводит ее из разряда индивидуальных феноменов в разряд коллективных. Те, чьи ориентации взаимно друг друга легитимизируют, образуют коллективы, являющиеся подсистемами социальной системы. Очевидно, что, когда индивид обрел такого рода интерактивную поддержку, становится значительно труднее подорвать его мотивацию к девиации. Проще говоря, его девиация хорошо подкрепляется.

Вообще говоря, другие два ряда факторов способствуют дальнейшему усилению девиантной мотивации,которая коренится в легитимизации в рамках коллектива. Первым из них является степень трудности заклеймления субкультурной модели как нелегитимной в понятиях более широкой ценностной системы. Это зависит от степени значимости того, что было названо “мостом >> между двумя системами ценностей. Таким образом, на одном конце шкалы делинквентной субкультуры, несмотря на то, что она может иметь внутри себя жестко принудительный кодекс, оказываются довольно слабые мосты перехода к широкой ценностной системе. Элементарная безопасность собственности и личности является ценностью, так широко и глубоко институциализированной, что делинквентной банде нелегко найти союзников за своими пределами. Более того, на соответствующих уровнях эти ценностные модели не являются по-настоящему двойственными. На другом конце шкалы находится “левое” политическое движение, имеющее множество подобных мостов. Большинство “идеологических проблем”, определяющих различия ценностных систем, являются высоко абстрактными и сформулированными в общих чертах, открытыми многочисленным “интерпретациям ”. Более того, многие абстрактные формулы, такие как желательность “социальной справедливости”, “демократии” или “мира”, разделяются всеми. Кто может сказать, что одна интерпретация более легитимна, чем другая? Движения, эксплуатирующие обобщенность и двойственность доминирующих ценностных систем и сопровождающие их идеологии, таким образом, особенно трудно поддаются контролю разными способами, включающими и лишение их требований легитимности.

Второй ряд факторов, усиливающих требования легитимизации, включает развитие сильной защитной морали де-ниантной группы. Это образование гомологично вторичному ныигрышу индивидуального невротика и может действительно быть психологически преемственным по отношению к нему 11 ниде взаимной поддержки девиантного поведения членами Группы в том, что касается как поддержания девиантных моделей, так и риска лишиться их. Это справедливо на рациональном уровне, но также и на нерациональном и бессознательном уровне. Тревожность относительно того, что девиантная модель может быть отвергнута, усиливается ч гной и недвусмысленной установкой части членов группы, по отношению к которым эго оказался бы явным предателем, повинным в дезертирстве, в случае, если бы он принял это опровержение или поставил под вопрос легитимность их положений. Эта ситуация поощряет перенос потребностей эго в безопасности на товарищей по группе и, коротко говоря, связывает мотивационные факторы, включенные в любую институциализированную ролевую систему, с конформностью по отношению к нормам девиантного субкультурного коллектива.