Девиантное (отклоняющееся) поведение и механизмы социального контроля, страница 22

Социальная структура двиантных тенденций поведения

Теперь мы можем обратиться к рассмотрению главных путей, посредством которых указанные нами раньше факторы девиантного поведения стремятся “структурироваться ” в определенного типа конкретные формы стандартов в социальной системе. Т. к. как девиация всегда связана с наличной институциализированной системой ценностной модели, отправную точку этого анализа нужно искать в классификации основных направлений девиантных ориентации, развитой в начале этой главы.

Следует предположить, что случаи конформного доминирования, где компульсивность конформности и сопровождающее ее искажение ориентации обнаруживают присутствие алиенативных мотивационных компонентов, опре деленно должны рассматриваться как девиация. Открыто алиенативные и компульсивно конформные тенденции, очевидно, являются наиболее характерной частью одной и той же динамической системы и должны рассматриваться вместе.

Далее мы, конечно, различаем девиантные ориентации, соответствующие активно-пассивному определению, а также в соответствии с нашими дальнейшими целями и в соответствии с тем, что является главным их фокусом: другой как социальный объект или ценностная модель сама по себе.

Прежде всего мы обсудим случай чистой индивидуальной девиации, т. е. девиации эго, не разделяемой другим. Затем мы перейдем к рассмотрению случая, когда двое или более акторов разделяют девиантную модель, образуя, таким образом, субколлектив, направленный против тех, кто остается интегрированным в институционализированную систему. Мы рассмотрим также связанные с этим компуль-сивно-конформные типы. Наконец, мы коснемся фактора неопределенности, конфликтов и различий на уровне ин-ституциализации ценностной системы и обслуживающей ее идеологии, дающих основание для притязаний на легитим-ность девиантного субколлективного образования.

Прежде всего предположим, что открыто алиенативно ориентированное эго является изолированным в силу того, что значимые другие в его ситуации все ориентированы на конформность по отношению к институциализированным ожиданиям. Нет ни компании, подходящей для создания ядра девиантной субгруппы, ни альтернативной институци-ализированной модели, благоприятной для легитимизации.

Даже в этом сильно упрощенном приближении мы можем узнать корни некоторых эмпирических типов девиант-ных моделей в обществе, подобном нашему. В самом общем смысле мы можем сказать, что активно отчужденная личность является предрасположенной к индивидуализированному преступлению. В силу своей активной ориентации она имеет склонность пренебрегать санкциями, предполагая, что другие “что-нибудь с этим сделают”. Это, разумеется, оставляет открытым вопрос о том, против каких специальных норм она ориентирована и какие другие мотивационные осложнения могут принимать в этом участие. Также должно быть ясно, что подобная личность не обязательно должна быть девиантной во всех отношениях. В частности, ее активная ориентация может быть частью институциализиро-ванной культуры, она может быть очень достижительной, будучи компульсивной, либо стремящейся к достижению целей, определенных как нелегитимные, либо достигающей целей путем, который противоречит институциализированным нормативным моделям.

С другой стороны, пассивно ориентированный антиконформист может быть предрасположен к таким моделям, как “бродяжничество ”, т. е. к максимальному уклонению от причастности к системе позитивных ожиданий общества. Мы можем предположить, что бродяга прежде всего сосредоточен на защите своей свободы и готов заплатить за это цену, которая другим могла бы показаться непомерной. Прежде всего он хочет, чтобы его оставили одного жить своей собственной жизнью так, как ему нравится, без каких-либо обязательств по отношению к кому бы то ни было. Личность, имеющая экономические ресурсы для подобной свободы, не принося в жертву обычных жизненных стандартов, может быть психологически убедительным примером такого случая, это может быть одним из факторов “богем-ности ”. Возможно, что законно было бы рассматривать шизофреника в качестве крайнего случая этого направления, поскольку он проявил крайнее стремление оказаться вне обычных интерактивных отношений вплоть до полного виртуального ухода в свой собственный внутренний мир.