Девиантное (отклоняющееся) поведение и механизмы социального контроля, страница 25

С определенной точки зрения эти роли пассивного, изолированного уклонения и отказа и роли активно “криминальной ” деструктивности и мятежности могут рассматриваться как полярные антитезы в структуре отклоняющегося поведения. Когда конформный компонент амбивалентной мотивационной структуры получает возможность проявления вместе с алиенативным, прежняя модель стремится превратиться в модель болезни, которая проявляется в криминальной или делинквентной группе или субкультуре. Здесь, однако, речь идет о чисто идеальных типах без учета многих осложняющих факторов. Таким образом, в то же время существует возможность для пассивно предрасположенных личностей образовать субкультурную группу, которая вместо активной защиты институциализированных моделей и их персональных носителей начинает настоятельно требовать, чтобы ее “оставили в покое ” и дали возможность реализовать их модели “их собственным способом”. По-видимому, так происходит с разнообразными экзотическими религиозными сектами. Такие роли также могут быть альтернативой роли больных. Они также обычно включают тут и там элементы активной девиации, но, очевидно, как вторичный феномен. Это верно, например, для Свидетелей Иеговы. Это понятно в свете всеобщей вездесущности амбивалентности в мотивации девиации.

Попытка войти в возможные сложности этого порядка увела бы нас слишком далеко от общих целей настоящего анализа. Мы уже ввели два основных компонента структуры актуального девиантного поведения: во-первых, это базовая природа алиенативной структуры потребностей — диспозиций, во-вторых, желательность в социальной ситуации ролей, которые могли бы осуществить подключение к комплементарным потребностным диспозициям других, в особенности таким образом, чтобы облегчать девиантную “возможность сидеть сразу на двух стульях ”, т. е. стремление реализовать одновременно и в определенных границах обе стороны амбивалентной структуры мотивации. Это особенно заметная особенность девиантной модели как болезни, так и банды правонарушителей. Бродяжничество и индивидуальная преступность являются, возможно, менее важными практически ввиду того, что они не допускают в такой степени подобных комбинаций.

Эти две модели подлежат дальнейшей дифференциации с точки зрения того, является ли первоначальная алиенативная ориентация направленной против нормативных моделей как таковых или же против социальных объектов, т. е. против личностей. По отношению к индивидуальному преступлению очевидное различие существует между преступлением против личностей и преступлением против “закона и порядка” или объектов, символизирующих нормативные правила. Фокус введенной нами дифференциации легко может быть распространен на делинквентную субкультуру. Один тип банды (включая коллективные образования, подобные соперничающим группам) может больше заботиться о наказании людей, которые навлекли на себя гнев их членов. Преобладание преступлений против собственности в модели городской делинквентности в этой связи наводит на размышления. Другой тип может быть больше ориентирован на кражи. Вероятно, многие случаи являются смешанными, но вопрос об относительном преобладании той или другой ориентации, тем не менее, является значительным.

Это различие может оказаться значительным и по отношению к пассивно ориентированным типам. Бродяжничество в нашем обществе и такие его варианты, как богемность, ориентированы, по-видимому, прежде всего на пассивное уклонение от обязательств жить согласно “правилам”. С другой стороны, возможно, что шизоидное направление умственной патологии в большей степени сфокусировано на уклонении от привязанности к отдельным лицам (7). Когда мы обращаемся к рассмотрению личностей, в которых сочетаются проявления алиенативных и конформных компонентов одновременно, различение это снова оказывается значительным. Болезнь, по-видимому, включает ориентацию на зависимость от кого-то, по понятным причинам “напоминающего мать ”, или от врачей, “напоминающих отца ”. Конформный компонент, с другой стороны, может быть выражен в связи с адекватным контекстом в понятиях пассивного, ритуального конформизма, связанного с ожиданиями, отвечающими модели поведения “хорошего пациента”.