Девиантное (отклоняющееся) поведение и механизмы социального контроля, страница 36

Несколько отличный тип структурирования поведения, имеющий определенное значение в качестве механизма социального контроля, — то, что мы называем “вторичным институтом”. Американская молодежная культура представляет в этом отношении хороший пример. Подобно ритуалу, она обладает очевидным элементом сверхдопустимости, настолько сильным, что он отчетливо выражается в эксплицитном поведении. Этот аспект может рассматриваться как “отводной клапан” социальной системы, в котором попытки держать молодежь в полном подчинении взрослой дисциплине чреваты сильным возрастанием напряженностей в их положении. Но существуют и более позитивные элементы контроля. Один из них — интеграция молодежной культуры с основными институциональными структурами, главным образом, в сфере формального образования. Это не только ставит их под прямое наблюдение взрослых, но и легитимизирует некоторые модели, например, атлетику и танцы. Несмотря на девиантный декорум, существованием такой легитимизированной опеки, несомненно, предотвращается тотальное распространение девиации.

К тому же существуют и некоторые характеристики, работающие на “самоликвидацию” молодежной культуры, которые довольно трудно идентифицировать, но они имеют весьма важное значение. Различными способами через опыт культурно-молодежной активности и отношений внутри нее индивид в оптимальном случае проходит процесс эмоционального развития до того момента, когда он теряет интерес к молодежной культуре и “достигает” вполне взрослых статусов. Конечно, здесь, как и во многих других характеристиках нашей системы социального контроля, существует бесчисленное множество “неудачных поворотов”. Но, говоря в целом, существует и большая вероятность того, что вся сеть в целом эффективно направлена на эмоциональное “обучение ”. Например, твердая уверенность в независимости от контроля взрослых, как правило, приводит к тому, что индивид становится все более и более ответственным сам за себя. В фазе молодёжной культуры он стремится скорее подчиняться влиянию своей группы ровесников, чем своих родителей, но постепенно он освобождается также и от этого влияния. Точно так же и в сексуальных отношениях молодежная культура открывает возможности и обеспечивает механизмы для эмоционального созревания. Элемент бунтарства по отношению ко взрослым может помочь эмансипироваться от наиболее незрелых привязанностей, в то время как некоторые особенности комплекса “критицизма ” помогают индивиду проходить процесс эмансипации от глубокой эмоциональной включенности, которую он способен воспринять в детстве. Паблисити таких отношений внутри группы ровесников служит им защитой. Таким образом, молодежная культура не только проективна, она также позволяет индивиду, пройдя через нее, достигнуть положительно адаптивных влияний (11).

Необходимо отметить, что вышеописанные механизмы действуют в рамках социально легитимизированного взаимодействия. Внутри нормальных процессов, подавляющих в зародыше небольшие отклонения, естественно, никакие специальные социальные структуры не задействованы вообще. В случае “отводных” механизмов, подобных ритуалу, и вторичных институциональных моделей действуют именно эти специальные социальные структуры. Они связаны с ограниченным “разрешением >> в различных видах поведения и типах выражений эмоций, которые запрещены в обычной повседневной жизни, например, проявление горя во время погребальной церемонии. Но эта допустимость все-таки строго лимитирована, л большое значение имеет то, что она действует в системе взаимодействия, следовательно, ограничена рамками главной институционализирован-ной социальной структуры, отличаясь от нее только в специальных случаях или, как в случае с молодежной культурой, продолжаясь только в период процесса социализации. Такое поведение не клеймится какдевиантное, но люди признают его законность только в соответствующих ситуациях. Оно рассматривается в данном контексте, поскольку релевантно контролю потенциально девиантных элементов мотивации.