Девиантное (отклоняющееся) поведение и механизмы социального контроля, страница 37

Таким образом, очевидно, что поддерживается определенный баланс разрешений и ограничений. Поддержка индивида осуществляется с помощью институционализирован-ного узаконения соответствующих случаю моделей и сохранения солидарности. Однако в целом манипулирование санкциями очень слабо осознается.

Много раз уже отмечалось, что вторичные институты, подобные молодежной культуре, незаметно переходят в действительную девиантность (12). Можно далее указать, что в сложном обществе существует множество феноменов, которые либо из возрастных отклонений, либо из ситуаций, в которых предписывается “щадящее отношение ”, незаметно переходят в настоящую девиантность. Подобные вторичные институты, за исключением тех, которые легитимизированы в своем статусе, вызывают много сомнений, и часто мнения о них в обществе бывают весьма неоднозначны. Е.С.Деверо попытался дать глубокий специально социологический анализ этой сферы (13). Выводы из внимательного анализа указывают на то, что они бывают весьма разрушительны для общества как в тех случаях, когда пытаются оказывать слишком радикальную поддержку, так и когда снимают все ограничения. С одной стороны, поддержка азартных игр выполняет важные функции для широких слоев популяции —подобные тем, какие выполняет магия —как способ противодействия напряженности, в конечном счете ассоциирующийся обычно с экономической сферой. С другой стороны, ценности и чувства, которые считаются истинными и рационализируются как противостоящие этой тактике, играют важную роль в генеральной системе ценностей, и широкое допущение азарта могло бы поколебать поддержку данных ценностей также и в других значимых сферах.

Может быть, та точка зрения на данную ситуацию, которая причисляет азартные игры к “механизмам социального контроля", как раз и подчеркивает этот момент. Но существование таких феноменов в поведении теснейшим образом связано с проблемой социального контроля, и не только в аспекте отклонения от некоторых ценностей. В конечном счете можно, по-видимому, сказать, что это не просто симптом социальной дезорганизации, но показатель достаточной эластичности социальной структуры, способный привести к серьезному культурному конфликту, ослабляя напряженности путем допущения таких типов поведения в довольно большом масштабе, но в то же время делая это так, чтобы удерживаться в определенных границах, т. е. чтобы они не оказались слишком разрушительными в других отношениях. Анализ Деверо, по крайней мере, предполагает, что это механизм для выражения и тем самым для ослабления напряжений, связанных с экономическим контекстом, который, если эту отдушину совершенно закрыть, может дивергировать в другие более дисфункциональные каналы. Замечательно, что азартные игры определенных видов, например, “игры с числами", наиболее предпочитаются в группах, находящихся в экономически невыгодном положении. Каким бы ни оказался вердикт на основании большего объема знаний по вопросу о функциональном значении такого рода полудевиантной активности, как азартные игры, необходимо признать за ними весьма важное значение в наиболее общем смысле. Речь идет о функциональном значении для общества некоторых явлений, которые с определенной точки зрения создают трудности в культурной и институциональ ной интеграции. Один из этих аспектов — сложное равновесие, включенное в нашу модель культурной толерантности. Очевидно, что в широком смысле религия тесно связана с интеграцией социальной системы, и идеальный тип полностью интегрированного общества должен был бы обладать полностью интегрированной религиозной системой. Это верно, но в то же время попытка интегрировать религиозную структуру нашего общества подобным образом, предполагая, конечно, что это был бы постепенный процесс, возможно, включающий в себя глубокие изменения в других аспектах, несомненно, была бы в высшей степени разрушительной вплоть до опасности вызывать гражданскую войну. При таких обстоятельствах слабость религиозной интеграции имеет большее значение (14).