Девиантное (отклоняющееся) поведение и механизмы социального контроля, страница 34

В целом совершенно очевидно, что наиболее фундаментальные механизмы социального контроля следует искать в нормальных процессах взаимодействия в институционально интегрированной социальной системе. Сущность этих процессов можно анализировать и иллюстрировать тем, что содержится в предыдущих главах данной работы. Необходимо только добавить к этому несколько замечаний. Важнейшие явления данной сферы проявляются в институционально интегрированной мотивации и во взаимном подкреплении установок и действий различных индивидуальных акторов, включенных в эту институциональную структуру. Такой подход применим к любой модели ролевых ожиданий. Но институционализация выполняет интегративные функции на различных уровнях, как с учетом различных ролей, в которые включен актор, так и в отношении координации поведения различных индивидов. Последнее оказывается полезным во многих случаях.

Некоторые замечание следует также сделать относительно предыдущего контекста. Индивид, будучи включен в широкий круг разнообразных видов деятельности, в результате оказывается втянутым в социальные отношения с большим количеством самых разных людей, чье отношение к нему весьма различно. Одна из первейших функций институционализации — помочь упорядочить эти разнообразные виды деятельности и отношений так, чтобы они образовывали достаточно скоординированную систему, которая давала бы возможность как-то управлять актором и минимизировать конфликты на социальном уровне. Существует два исключительно интересных аспекта такого упорядочивания. Один из них — упорядочение временного плана так, чтобы отдельные периоды времени были изъяты из обязательных видов деятельности с различными людьми. Время вне профессиональных обязанностей, отведенное на воскресный день, каникулы, отпуск и проч. — один из приме ров такого изъятия. Сам факт, что существует время для каждого из многочисленных видов деятельности — а также и соответствующее ему место, — позволяет требовать, чтобы оно не пересекалось со временем и местом деятельности других. Имеет большое значение тот факт, что общество, столь сложное, как наше, не может функционировать без достаточно жесткого временного графика, и проблема культурных ценностей и психологических структур потребностей в такой организации времени очень важна. Мы знаем, что во многих обществах вовсе отсутствуют мотивационные предпосылки для утверждения такой временной ориентации.

Другая важная сфера — установление институционализированных приоритетов. В частности, в относительно свободном и мобильном обществе оказывается, что люди включены в ситуации, в которых к ним предъявляются противоречивые требования. Совершенно очевидно, что такие ситуации — источник серьезных потенциальных конфликтов. Их можно минимизировать, если существует легитимизированная шкала приоритетов, так что при выборе той или иной обязанности из всех других индивид всегда может сослаться на чувства, связанные с общей ценностной системой. Зато в тех сферах, где такая схема приоритетов неопределенна или недостаточно интегрирована, как правило, возникают лазейки для отклонения в поведении. Одним из примеров такого потенциального конфликта является следующая ситуация. Врач имеет особо подчеркиваемые обязанности по отношению к своим пациентам. Но у него есть также важные обязанности и перед своей семьей. Гораздо чаще, чем в других профессиях, врач вызывается к пациенту в то время, когда его семья рассчитывает на него: во время общей трапезы, вечером, когда у него существуют важные социальные обязанности, и т.п. Институционализированное ожидание, что приоритет будет отдан требованиям пациентов, несомненно, важно для врача в тех ситуациях, когда ему приходится иметь дело с требованиями жены. Как установил в своем анализе Мертон, постановка в ситуацию такого конфликта без четко институционализированных приоритетов обязанностей — весьма важный аспект аномии.