Элементы комплекса маркетинга в коммерческом банке. Формирование продуктового ряда коммерческого банка, страница 9

Процент по кредиту = основной процент + договорная надбавка – договорная скидка (3)

Основной процент выступает в качестве средней цены кредитных ресурсов применительно к коммерческому банку. Его уровень зависит от учетной процентной ставки, уровня процентов по межбанковским кредитам и процентам по вкладам. Необходимо отличать рыночную цену кредитных ресурсов и их реальную цену, корректирующуюся нормой обязательных резервов.

  (4), где

РЦКР – реальная цена кредитных ресурсов;

СРЦР – средневзвешенная рыночная цена ресурсов;

НОФР – норма отчислений в фонд регулирования кредитных ресурсов.

Договорная надбавка или кредитная маржа определяется с учетом типа и срока кредита, наличия обеспечения, кредитоспособности клиента, продолжительности и успешности взаимоотношений между банком и партнером, экономическими условиями, например, индексом инфляции, размером бюджетного дефицита и т.д. Определяя размер маржи, специалисты банка изучают динамику процентных ставок в конкретных экономических условиях. Чем выше уровень инфляции, тем больше различия между реальной и номинальной процентной ставкой за кредит.

Реальная ставка = номинальная процентная ставка – уровень инфляции за определенный период (5)

Процентная политика в банке направлена на выявление оптимальной процентной маржи. Процентная маржа представляет собой разницу между суммой процентов за кредит и оплатой кредитный ресурсов. Важнейшим фактором внутренней среды банка, влияющим на уровень цен, является себестоимость банковских продуктов. Она зависит от трудоемкости и ряда других факторов. Для ее определения используют элементы операционно-стоимостного анализа. Расчет себестоимости может осуществляться в двух направлениях:

1) Метод прямого счета применяется при совершении операций в различных подразделениях банка. При этом придерживаются следующей схемы действий:

1.1.  Проводят идентификацию каждой услуги с разбивкой ее на фазы (отдельные простейшие операции).

1.2.  Осуществляют учет затрат всех отделов банка на ее предоставление с учетом доли административных расходов, нормативов затрат, времени на осуществление отдельных операций. Это наиболее трудоемкий и часто спорный вопрос.

1.3.  Определяют затраты на заработную плату:

 (6), где

От – оплата труда;

ПО – почасовая оплата (рыночная стоимость работника определенной    квалификации);

НВ – норма времени на осуществление операции;

j = 1 ; n – номер операции.

1.4.  Методом прямого счета учитывают все прямые расходы.

1.5.  Определяют   косвенные затраты.

1.6.  Вычисляют полную себестоимость продукта, услуги.

2) Расчет прибыли и расходов центров прибыли и центров затрат по совершаемым операциям. Под центром прибыли понимается подразделение банка, непосредственно осуществляющее приносящие прибыль операции и услуги. Центр затрат - это подразделение осуществляющее управление банком, и прямым образом не участвующее в совершении приносящих прибыль операций.  Упрощенно прибыльность услуги выражается формулой:

 (7), где

ПУ – прибыльность услуги;

ОД – операционные доходы по услуге;

ОР  - операционные расходы по услуге;

НР – неоперационные расходы по услуге.

Для  услуг ресурсного характера это выражение имеет вид:

 (8), где

ПУ – прибыльность услуги;

ОД рр – операционные доходы услуг по размещению ресурсов;

АС – альтернативная процентная ставка;

ОР пр – операционные расходы по услугам, связанным с привлечением ресурсов;

НР – неоперационные расходы.

Альтернативная процентная ставка в данном выражении - это такая ставка, по которой можно продать или купить ресурсы в кратчайший период времени. Зная величину операционных и неоперационных расходов по услугам, можно определить их себестоимость. В последствии, сложив полную себестоимость и желаемую норму прибыли, определяют цену продукта. Однако, с увеличением степени риска, при отсутствии обеспеченности кредита цена может возрастать. В зарубежной и отечественной практике в настоящее время наблюдается тенденция к падению цен на банковские продукты. Уровень цен в банковской практике во многом зависит от степени развития банка, его ресурсов и  имиджа. В условиях развивающейся банковской системы и растущего рынка банки при установлении цен учитывают себестоимость, желаемую прибыль, размеры спроса, цены конкурентов. Для того чтобы учитывать все эти факторы банк должен иметь в своей организационно-управленческой структуре аналитический отдел с высококвалифицированными специалистами.