Процент по кредиту = основной процент + договорная надбавка – договорная скидка (3)
Основной процент выступает в качестве средней цены кредитных ресурсов применительно к коммерческому банку. Его уровень зависит от учетной процентной ставки, уровня процентов по межбанковским кредитам и процентам по вкладам. Необходимо отличать рыночную цену кредитных ресурсов и их реальную цену, корректирующуюся нормой обязательных резервов.
(4), где
РЦКР – реальная цена кредитных ресурсов;
СРЦР – средневзвешенная рыночная цена ресурсов;
НОФР – норма отчислений в фонд регулирования кредитных ресурсов.
Договорная надбавка или кредитная маржа определяется с учетом типа и срока кредита, наличия обеспечения, кредитоспособности клиента, продолжительности и успешности взаимоотношений между банком и партнером, экономическими условиями, например, индексом инфляции, размером бюджетного дефицита и т.д. Определяя размер маржи, специалисты банка изучают динамику процентных ставок в конкретных экономических условиях. Чем выше уровень инфляции, тем больше различия между реальной и номинальной процентной ставкой за кредит.
Реальная ставка = номинальная процентная ставка – уровень инфляции за определенный период (5)
Процентная политика в банке направлена на выявление оптимальной процентной маржи. Процентная маржа представляет собой разницу между суммой процентов за кредит и оплатой кредитный ресурсов. Важнейшим фактором внутренней среды банка, влияющим на уровень цен, является себестоимость банковских продуктов. Она зависит от трудоемкости и ряда других факторов. Для ее определения используют элементы операционно-стоимостного анализа. Расчет себестоимости может осуществляться в двух направлениях:
1) Метод прямого счета применяется при совершении операций в различных подразделениях банка. При этом придерживаются следующей схемы действий:
1.1. Проводят идентификацию каждой услуги с разбивкой ее на фазы (отдельные простейшие операции).
1.2. Осуществляют учет затрат всех отделов банка на ее предоставление с учетом доли административных расходов, нормативов затрат, времени на осуществление отдельных операций. Это наиболее трудоемкий и часто спорный вопрос.
1.3. Определяют затраты на заработную плату:
(6), где
От – оплата труда;
ПО – почасовая оплата (рыночная стоимость работника определенной квалификации);
НВ – норма времени на осуществление операции;
j = 1 ; n – номер операции.
1.4. Методом прямого счета учитывают все прямые расходы.
1.5. Определяют косвенные затраты.
1.6. Вычисляют полную себестоимость продукта, услуги.
2) Расчет прибыли и расходов центров прибыли и центров затрат по совершаемым операциям. Под центром прибыли понимается подразделение банка, непосредственно осуществляющее приносящие прибыль операции и услуги. Центр затрат - это подразделение осуществляющее управление банком, и прямым образом не участвующее в совершении приносящих прибыль операций. Упрощенно прибыльность услуги выражается формулой:
(7), где
ПУ – прибыльность услуги;
ОД – операционные доходы по услуге;
ОР - операционные расходы по услуге;
НР – неоперационные расходы по услуге.
Для услуг ресурсного характера это выражение имеет вид:
(8), где
ПУ – прибыльность услуги;
ОД рр – операционные доходы услуг по размещению ресурсов;
АС – альтернативная процентная ставка;
ОР пр – операционные расходы по услугам, связанным с привлечением ресурсов;
НР – неоперационные расходы.
Альтернативная процентная ставка в данном выражении - это такая ставка, по которой можно продать или купить ресурсы в кратчайший период времени. Зная величину операционных и неоперационных расходов по услугам, можно определить их себестоимость. В последствии, сложив полную себестоимость и желаемую норму прибыли, определяют цену продукта. Однако, с увеличением степени риска, при отсутствии обеспеченности кредита цена может возрастать. В зарубежной и отечественной практике в настоящее время наблюдается тенденция к падению цен на банковские продукты. Уровень цен в банковской практике во многом зависит от степени развития банка, его ресурсов и имиджа. В условиях развивающейся банковской системы и растущего рынка банки при установлении цен учитывают себестоимость, желаемую прибыль, размеры спроса, цены конкурентов. Для того чтобы учитывать все эти факторы банк должен иметь в своей организационно-управленческой структуре аналитический отдел с высококвалифицированными специалистами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.