Элементы комплекса маркетинга в коммерческом банке. Формирование продуктового ряда коммерческого банка, страница 6

Риск концентрации обусловлен предоставлением кредитов для развития отдельных отраслей, которые могут иметь различную степень развитости и стабильности. В том случае, если банк сосредотачивает усилия на кредитовании одной отрасли, степень риска возрастает. При выдаче международных кредитов банк чаще всего придерживается стандартной схемы действий. Во-первых, отбирает страны, которым можно предоставлять кредиты. Во-вторых, выявляет банки для сотрудничества. В-третьих, определяет возможные размеры кредитов, их типы, сроки погашения, особые условия кредитования. В международной практике особенно широкое распространение получили прямые займы, торговые займы, финансирование под проект (при выдаче таких кредитов заемщик должен представить подробный бизнес план), займы по международным соглашениям, лизинг. В качестве заемщиков по международным кредитам выступают банки других стран, большие муниципальные компании, зарубежные правительства, крупные частные предприятия. Международные кредиты предоставляют на кратко- и долгосрочный период. Краткосрочные кредиты обычно желают получить экспортеры и импортеры для совершения торговых операций, а долгосрочные кредиты - заемщики под проект, иностранные правительства. В настоящее время политику в отношении международных кредиторов определяют 50 первоклассных банков. Они являются субъектами различных стран: Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии и т.д. Эти крупнейшие банки создали ИНТЕРБАНКОВСКУЮ систему займов. Основными ее задачами являются: отслеживание спроса и предложения на отдельные продукты и услуги на финансовом рынке; регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам, курсам покупки и продажи валют. Банки так же обслуживают международные торговые операции, связанные с движением товаров и денег между различными странами. В данном случае при совершении операций используется разработанные правила международных расчетов и платежей.

Важнейшей составной частью продуктовой политики банка является формирование ассортимента банковских продуктов. При решении этого вопроса разрабатывают базовый и текущий ассортимент. Решение о структуре базового ассортимента принимается на этапе создания банка и зависит от степени его специализации. Специализированные банки выбирают узкий ассортимент банковских продуктов. Универсальные банки стремятся, как можно более расширить ассортимент предлагаемых продуктов и получить преимущества за счет эффекта масштаба. Характеристика подходов к формированию базового ассортимента приведена на рисунке 22. Взаимосвязь между шириной и глубиной базового ассортимента банковских продуктов  может быть представлена в виде матрицы (рисунок 23).

В настоящее время одним из ключевых факторов успеха в области маркетинга в банке является формирование оптимального текущего ассортимента. В современных условиях крупнейшие иностранные банки предлагают своим клиентам более 300 различных банковских продуктов и услуг. Важнейшим требованием рынка к ассортиментной политике банков в краткосрочном периоде является ее гибкость. Обеспечить гибкость текущего ассортимента можно за счет его расширения посредством выведения на рынок новых продуктов; путем удаления с рынка устаревших продуктов, наполнения линейки продуктов и услуг. Решения в данной области принимаются на основе концепции жизненного цикла товара. В условиях зрелых и обычных банковских систем ассортимент считается максимально полным.

Подходы к формированию базового ассортимента в универсальном и специализированном коммерческом банке

Рисунок 22

Варианты базового ассортимента банковских продуктов

Рисунок 23