Элементы комплекса маркетинга в коммерческом банке. Формирование продуктового ряда коммерческого банка, страница 15

Варианты передвижных малочисленных отделений

Рисунок 31

Автоматизированные кассовые машины находят все большее распространение в США, Японии, Западной Европе. Например, в США к началу 1985 года насчитывалось около 45 тысяч автоматизированных кассовых машин, в Западной Европе – около 11 тысяч. Автоматизированные кассовые машины используются практически во всех типах филиалов, а также вне этих подразделений. Например, в крупных торговых центрах, на автомобильных заправках,  вокзалах и т. д. Они работают 24 часа в сутки и таким образом доступны для клиентов, не требуют содержания большого количества сотрудников. Такие отделения экономичны, для них характерна быстрая окупаемость, высокая скорость и точность совершения операций. Все эти обстоятельства делают данный вид систем доставки очень прогрессивным и привлекательным для клиентов и банка. Используя автоматизированные кассовые машины можно осуществлять изъятие наличности,  получать информационные услуги, производить операции с кредитными картами.

Большую популярность среди потребителей оптового и розничного рынков получили финансовые супермаркеты и универсальные финансовые супермаркеты, которые оказывают своим клиентам все виды финансовых услуг, как банковских, так и небанковских: инвестиционных, страховых и прочих. Возникновение данного типа систем доставки было обусловлено желанием банков, обеспечить себе господство не только в банковской отрасли, но и вне нее. Особенно широко стал использоваться этот тип в период массового падения интереса клиентов к депозитам. За счет диверсификации деятельности банки стремились обезопасить себя и укрепить позиции. Однако, они, существенно расширяя свою сферу деятельности, подпадали под действие антимонопольных законов. Стремясь обойти закон, банки изначально организовывали свою деятельность на основе принципов франчайзинга, что позволяло им проникнуть в ранее закрытые сферы деятельности. В последствии франчайзинговые предприятия превратились в финансовые супермаркеты. Для осуществления деятельности таким системам доставки необходима материально-техническая база: обширные площади, современное оборудование, автоматизированные кассовые машины, различные терминалы. Для выполнения широкого комплекса разнообразных операций, продажи отличающихся по характеристикам продуктов, требуется хорошо подготовленный, внимательный персонал, затраты на который имеют тенденцию к росту. Для поддержания высокой конкурентоспособности и отстаивания рыночной доли они вынуждены использовать современные технологии доставки продуктов: систему электронных платежей в местах продажи, оказывать банковские услуги на дому, использовать телемаркетинг, разумные терминалы, иметь высокий уровень автоматизации процессов и операций. Такие учреждения стремятся выбрать удобный режим работы, а отдельные продукты в них продаются круглосуточно, что обеспечивается через использование автоматизированных кассовых машин. Широкий комплекс предоставляемых услуг, высокие требования к материально-технической базе, персоналу, обслуживанию ведут к росту издержек, и для того, чтобы достичь запланированной рентабельности нужно увеличивать объем сбыта, что и пытаются делать такие учреждения за счет привлечения широкой массы клиентов, осуществления перекрестных продаж, поддержания долгосрочных отношений с клиентами.

Система электронных платежей в пунктах продажи основана на применении пластиковых карт. Основными составляющими такой системы являются: сама пластиковая карта, терминал в месте продажи, связанный с головным компьютером. Такие системы освобождают потребителей от необходимости иметь наличные деньги, эти системы просты, удобны, привлекают потребителей, экономят время при взаиморасчетах. Однако при их создании нужны значительные капиталовложения, которые в последствии быстро окупаются, а так же  внимание со стороны продавцов и банковских служащих, чтобы избежать злоупотреблений. В последнее время развивается система доставки, основанная на применении карт. Шире используются разумные терминалы и карточки с памятью.  Например, карточки, предлагаемые американским City bank’s Focus Account Card позволяют их владельцам получать до 30 видов услуг. Обслуживание карт имеет низкие затраты и дает высокие доходы. С помощью разумных терминалов обслуживают в основном потребителей оптового рынка. Такая техника позволяет производить операции по управлению наличностью, получать консультации. Эти системы доставки особенно широко применяются в США на среднем корпоративном рынке и в Западной Европе крупными предприятиями.