В связи с тем, что занятость населения возрастает, темп жизни ускоряется, в последнее десятилетие распространение получила система home banking (банковские услуги на дому), телемаркетинг и дистанционные системы доставки. Система банковского обслуживания на дому функционирует с помощью персонального компьютера, терминала или обычного телевизора с приставкой. За пользование такой системой клиент должен вносить абонентную плату. Применяя такую систему, клиент может проводить списание сумм с одного счета и зачисление их на другой, получать кредиты, выписку о состоянии счета, страховые услуги, оплачивать векселя, проводить операции с наличностью и консультироваться. Такие системы очень привлекают клиентов из-за удобства, высокой скорости, экономичности. Они выгодны и для банка, так как способствуют расширению рынка сбыта, сокращению затрат и увеличению рентабельности. При использовании системы телекоммуникаций клиент по телефону может связаться с головным компьютером, установленном в банке, идентифицировать себя, назвав личный номер и кодовое слово и совершить необходимые операции. Например, оплатить счета, сделать денежные переводы, получить информацию о движении средств на счете и другие виды экономической и финансовой информации.
Руководство банка должно принять решение о построении сбытовой сети. Сбытовая сеть банков состоит из нескольких линий. Во-первых, банковские автоматы, которые устанавливаются как можно ближе к потребителю и позволяют клиенту получать стандартные услуги по снятию наличных, осуществлению переводов, получению информационных и консалтинговых услуг, не заходя в банк или даже в крупные торговые и деловые центры. Во-вторых, малочисленные передвижные отделения в малонаселенной или труднодоступной местности и малочисленные стационарные отделения в новостройках, вблизи крупных транспортных узлов, торговых центров, оказывающих услуги по расчетам, обмену валюты, выдачи мелких кредитов, консультированию и информированию по экономическим и финансовым вопросам. В-третьих, отделения, построенные по различным принципам и филиалы банков. В-четвертых, головные отделения, расположенные в деловой части города, предоставляющие все возможные банковские услуги.
Исходя из специфики банковских продуктов и услуг, коммерческие банки используют в основном прямой сбыт. Однако есть и исключения. Например, посреднические отношения могут возникать среди членов банковского союза. В Германии кредитные товарищества принимают участия в качестве посредников в реализации программ по кредитованию строительства для центрального ипотечного банка своего союза.
Среди прямых каналов сбыта выделяют:
централизованный сбыт с использованием контактов по телефону или по почте – для простых продуктов и массовых услуг, а так же внешние службы для сложных продуктов и индивидуальных услуг.
централизованный сбыт с использованием автоматов (банковские автоматы и многофункциональные терминалы) для получения простых продуктов и массовых услуг круглосуточно;
децентрализованный сбыт с использованием собственной филиальной сети и отделений от малочисленных стационарных и передвижных до головных в деловой части города и финансовых супермаркетов.
Среди косвенных каналов сбыта можно выделить:
децентрализованный сбыт через дочерние фирмы, участие в капитале других банков, страховых компаний и прочих небанковских и нефинансовых учреждений;
децентрализованный сбыт по средствам заключения договоров о кооперации с перечисленными предприятиями;
децентрализованный сбыт с подключением представителей свободных профессий (архитекторов, розничных торговцев в разных отраслях; оптовых торговцев, специалистов предприятий сферы услуг и т.д.).
Таким образом, доставка банковских продуктов – это сложнейший процесс, основанный на использовании различных систем, имеющих как преимущества, так и недостатки. Система доставки в банковских учреждениях имеет некоторые отличия по сравнению со сбытом на товарном рынке. Они обусловлены спецификой банковской отрасли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.