Элементы комплекса маркетинга в коммерческом банке. Формирование продуктового ряда коммерческого банка, страница 14

Отделения, предоставляющие ограниченный комплекс услуг, являются альтернативой отделениям, предоставляющим полный комплекс услуг. При их использовании можно сократить затраты на содержание персонала, обеспечить высокое качество обслуживания. Банк может выбрать более доходные операции и осуществлять удовлетворение потребностей в них наиболее полно. В результате повышается рентабельность деятельности. В будущем эти отделения смогут ориентироваться на удовлетворение персональных потребностей, оказание индивидуальных услуг. Площади таких отделений могут быть от 180 до 370 квадратных метров.

Специализированные отделения могут иметь еще более узкую специализацию, чем отделения с ограниченным комплексом обслуживания. В них усилия  сосредотачиваются на обслуживании потребителей, имеющих высокий уровень доходов или другие особые демографические показатели. Они предоставляют персональные  финансовые услуги, используют обслуживание по телефону, брокерские услуги, услуги по изъятию денег, консультирование, кредитование, обмен иностранной валюты. Специализированные отделения по операциям с недвижимостью концентрируют крупные финансовые ресурсы и имеют возможность представлять значительные займы, финансировать строительство, выдавать персональные ссуды под строительство и реконструкцию объектов недвижимости,  оказывать услуги по инженерно-экономической экспертизе и различные консультации, а также привлекать депозиты. При ведении всех этих видов деятельности высока степень риска, и поэтому важно страховать эти продукты и услуги, а также использовать залог, предварительно оценив его качество. Специализированные отделения, работающие на корпоративном рынке, обслуживают счета предприятий, внешнеторговые операции, предоставляют кредиты на различные сроки и под конкретные проекты, осуществляют управление наличностью компаний, консультирование. Для работы на данном рынке необходим высококвалифицированный персонал, знающий специфические требования рынка и все правила проведения операций.

Все большее распространение на зарубежном рынке получают полностью автоматизированные отделения. Они имеют минимальное количество персонала. Банковские служащие в данном случае занимаются обслуживанием машин и предоставляют консультации клиентам по совершению операций. Такие отделения имеют планировку, представленную на рисунке 30. Площади автоматизированных отделений от 70 до 140 квадратных метров. Они широко распространены в Западной Европе, США. В таких отделениях совершают операции по счетам, получают справки о состоянии счетов, различную информацию и консультации, снимают наличные. В данном случае низка себестоимость операций и высока скорость обслуживания. Однако, многие клиенты, особенно розничного рынка, не доверяют машинам и желают общаться с живыми людьми.

Полостью автоматизированные отделения

Рисунок 30

Малочисленные отделения сочетают в себе элементы отделений с ограниченным комплексом услуг, специализированных и полностью автоматизированных отделений. Они способны обеспечить большой охват рынка с минимальными затратами. Малочисленные отделения могут быть стационарными, но при этом занимать ограниченную площадь и размещаться в наиболее удобных для потребителей местах: около основных транспортных магистралей, торговых центров и т. д. Как правило, они специализируются на обслуживании розничного рынка. Передвижные малочисленные отделения – это специально оборудованные автомобили, которые способны передвигаться на дальние расстояния. При этом возможен вариант, когда в такой машине находится только касса и автоматические кассовые машины (рисунок 31 а), численность персонала в этом случае минимальна (1-2 человека). Второй вариант организации передвижных отделений предусматривает помимо банкоматов и передвижной кассы рабочие места для сотрудников, с помощью которых можно осуществить простейшие операции. Такие отделения позволяют открывать счета, составлять платежные ведомости, выплачивать зарплату работникам предприятий, выдавать наличные, получать справки о состоянии счета, различную информацию и консультации. Передвижные отделения могут создаваться в тех районах, которые плохо обеспечены стационарной сетью, где стационарная сеть нерентабельна. Они используются для обслуживания как розничного, так и оптового рынков (рисунок 31 б).