На основе изучения внешних и внутренних факторов, с учетом целей сбыта выбираются типы систем доставки и принимаются решения о построении сбытовой сети. Выделяют несколько типов систем доставки. Наиболее распространенными и насчитывающими длительную историю считаются отделения, предоставляющие полный комплекс услуг. Такой тип отделений был преобладающим до конца 60-х годов. Эти отделения имеют небольшие размеры и ограниченный по количеству, но высококвалифицированный персонал. Системы доставки банковских продуктов развивались неодинаково в различных странах, что было обусловлено особенностями во внешней и внутренней среде. В связи с этим в настоящее время существуют отделения, предоставляющие полный комплекс услуг, построенные по американскому (открытому) принципу и по западноевропейскому (закрытому) принципу. Для первых характерно, что ассортимент предоставляемых продуктов и услуг достаточно широк, состоит как из традиционных, так и ряда нетрадиционных продуктов. Клиенты в данном случае имеют доступ к различным услугам и продуктам и относительно свободно передвигаются по операционному залу банка. Работа отделения построена так, чтобы клиент, передвигаясь из одной зоны в другую, мог приобрести все необходимые ему продукты и услуги, в том числе и сопутствующие, а так же узнать о специфике работы и продуктовом ряде банка (рисунок 28).
Отделения, предоставляющие полный комплекс услуг, построенные по открытому принципу
Рисунок 28
Отделения, предоставляющие полный комплекс услуг, построенные по закрытому принципу, ограничивают ассортимент предоставляемых продуктов и услуг. Они оказывают в основном традиционные услуги. Для того чтобы получить новые и высокотехнологичные банковские продукты и услуги, клиент сам должен проявить инициативу и обратиться к оператору или менеджеру операционного зала, но это не всегда достижимо. В результате банк теряет некоторые объемы продаж и прибылей. В таких отделениях работает ограниченный штат сотрудников со стандартными знаниями и навыками. Схема отделения приведена на рисунке 29.
Отделение, предоставляющее полный комплекс услуг, построенное по закрытому (западноевропейскому) принципу
Рисунок 29
Изначально отделения, построенные по американскому и западноевропейскому принципу, создавались для работы на розничном рынке. Но постепенно проценты по депозитам сравнялись со ставками денежного рынка, что привело и к росту затрат по ведению операций. Отделения стали нерентабельны. В целях диверсификации деятельности они обратились к обслуживанию потребителей оптового рынка. В настоящее время эти отделения сталкиваются со значительными трудностями. Автоматизация банковского дела привела к тому, что появились технические возможности совершать операции, не выходя из дома, машины, офиса. В связи с этим операционные издержки, связанные с содержанием значительных площадей, персонала, становятся непроизводительными. Все усилия по увеличению рентабельности через сокращение операционных затрат или увеличение объема сбыта все чаще приводят к неудачам. Объемы сбыта от продажи дополнительных услуг не возрастают. Руководству банка приходится принимать меры по реорганизации через расширение зон автоматизированного совершения операций, применение различных терминалов, дистанционных форм доставки. В связи с этим многие специалисты считают, что отделения, оказывающие полный комплекс услуг в традиционном виде, скоро перестанут существовать. Однако не следует забывать, что излишняя дегуманизация банковского дела также вредна, так как определенные категории клиентов интересует не только совершенствование банковских операций, но и коммуникационный процесс. В условиях России такой тип доставки банковских продуктов в настоящее время является преобладающим, а базы для полной автоматизации банковского дела еще не создано.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.