Элементы комплекса маркетинга в коммерческом банке. Формирование продуктового ряда коммерческого банка, страница 2

Еще одним способом привлечения депозитов является РЕПО, т.е. соглашения для  немедленной продажи ценных бумаг (или денег) взамен  на будущую перепродажу ценных бумаг (или денег) с целью получения более высоких доходов. Процент по РЕПО назначается на среднем уровне между процентом по текущему счету и  процентом по ценным бумагам. Необходимым условием в данном случае является рост кривой доходности. Проиллюстрируем механизм РЕПО на примере Италии. По текущему счету в этой стране предлагается в среднем 5 процентов годовых, по срочному вкладу и ценным бумагам – 10 процентов. Клиент считает, что 5 процентов - это очень маленькая ставка и склоняется к приобретению ценных бумаг или срочным счетам. Однако при выборе такого варианта необходимо ждать определенный период времени (4-5 лет) и только после этого можно получить  причитающийся доход. Клиент  хочет получить доход с денежной  суммы в краткосрочном периоде и использует РЕПО. Он покупает ценные бумаги на короткий срок, (например, на 3 месяца).   После истечения этого периода клиент продает ценные бумаги и получает по ним процент, который более 5, но менее 10 процентов. Разница между полученными клиентом процентами и 10 процентами остается банку – это его вознаграждение, а разница между 5% и полученной клиентом величиной процентов – это дополнительный доход клиента. Такой подход, возможно, использовать только в условиях стабильной экономической ситуации. В зависимости от срока действия РЕПО делятся на следующие виды: ночные (на один день); открытые (срок операций по ним не определен); срочные (с фиксированным сроком). Сделки РЕПО различаются так же по порядку движения ценных бумаг. Практика США показывает, что используется один из трех вариантов перемещения и хранения ценных бумаг. Во-первых, ценные бумаги переводятся покупателю, и он может снизить свой кредитный риск, однако, издержки по перемещению могут оказаться высокими. Во-вторых, трехстороннее РЕПО, когда ценные бумаги переводятся третьей стороне. Она несет обязательства перед непосредственными участниками сделки и выступает гарантом правильного исполнения договора, получая при этом вознаграждение за услуги. Оба счета (по деньгам и по ценным бумагам) находятся у третьей стороны, а затраты можно минимизировать. В-третьих, доверительное РЕПО, когда ценные бумаги остаются у продавца, и он хранит их для покупателя. Учет ценных бумаг принадлежащих и уже не принадлежащих продавцу ведется отдельно. Этот вид РЕПО характеризуется самыми низкими затратами и самой высокой степенью кредитного риска.

Для того чтобы получить преимущества в конкурентной борьбе банкиры проводят сегментирование рынка. Выбор целевых рынков направлен на минимизацию непроизводительных издержек. Предельные издержки каждого сегмента определяются углом, который является касательной к кривой издержек. Чем больше этот угол, тем больше издержки. Предположим, что рынок не сегментирован (рисунок 17). При росте процентной ставки выше значения «О» издержки банка продолжают увеличиваться и являются непроизводительными. При уровне процентной ставки «О» обеспечивается оптимальное соотношение между издержками и доходами. В случае, если рынок сегментирован ситуация будет выглядет иначе (рисунок 18).  Область I - клиенты чувствительные к изменению процентной ставке. Если α = 45˚, то зависимость между процентной ставкой и объемом вложений в депозиты прямо пропорциональная. Область II -  потребители частично чувствительные к изменению процентной ставки. При увеличении процентной ставки, объемы вложений растут несущественно и использование повышенной процентной ставки неэффективно. Область III - вкладчики нечувствительные к изменению процентной ставки. При увеличении процентной ставки банк терпит убытки. Таких клиентов обычно интересует качество обслуживания, комфорт, удобство, скорость, дополнительные услуги и т.д.

Соотношение между вложением в депозиты и процентами при отсутствии сегментирования рынка

Рисунок 17