5) Принцип мирного разрешения (м/н) споров. Согласно этому принципу все споры, которые могут носить международный, этнический, экономический характер и др. должны разрешаться исключительно мирным путем на основе соответствующих положений м/н права (прежде всего Устава ООН). Стороны свободны в выборе способов и средств разрешения м/н споров. В качестве условия Устав устанавливает, что при урегулировании таких споров м/н мир и м/н безопасность не подвергались угрозе. Устав ООН и Заключительный акт СБСЕ приводят следующий неисчерпывающий список мирных средств разрешения м/н споров: а) переговоры, которые могут являться как непосредственными, так и на уровне соответствующей дипломатической переписки. Переговоры могут начинаться от уровня т.н. пограничных комиссаров (лиц ответственных за определенные участки границ государства) до уровня глав государств. Особое внимание уделяется оформлению полномочий соответствующих лиц, т.е. полномочия это своего рода доверенность, которая включает все действия, которые может применять представитель для снятия возникших разногласий, б) посредничество и добрые услуги. Посредничество - это разрешение м/н споров с участием 3-их лиц. Посредник, который м.б. представлен государством, группой государств, м/н организацией, а также иногда и видными политическими деятелями. Посредник влияет на весь ход переговоров с участием конфликтующих сторон, это активный участник переговоров, его миссия заключается в помощи организации переговоров, предоставлении помещений, транспорта для сторон, помощи в обмене корреспонденцией сторонами. Добрые услуги и лицо, их оказывающее, не вмешиваются в ход переговоров, в отличие от посредника. Главное назначение лица, оказывающего добрые услуги, - не влияя на ход переговоров создать конфликтующим сторонам условия для сближения их позиций. Сам факт присутствия авторитетного лица (государство, видный политический деятель) оказывает на конфликтующие стороны благоприятное авторитетное воздей, которое, как правило, ведет к заключению какого-либо компромиссного акта. Часто на практике лицо, привлеченное в качестве лица, оказывающего добрые услуги, с согласия участвущих в конфликте становится посредником.
в) смешанные комиссии, которые подразделяются на следственные комиссии и согласительные комиссии. 1-ый уровень - следственная комиссия, которая выявляет фактические обстоятельства м/н инцидента. Для этого она проводит ряд следственных действий, назначает экспертизы, производит опрос свидетелей, в результате этих действий рождается документ, который ложится на стол согласительной комиссии. Согласительная комиссия на основе данного документа вырабатывает предложения по урегулированию конфликта, которые учитывают все фактические обстоятельства конфликта. Акт выходящий из согласительной комиссии передается представителям государств, которые уже имеют право заключить от имени конфликтующих сторон соглашение об урегулировании данного конфликта. Только этот документ будет юридически обязателен для государств-участников.
Формирование смешанной комиссии. 2 основных способа:
- на паритетных началах, когда каждое конфликтующее государство предлагает равное количество представителей в комиссию и формируется за счет специалистов в разных областях. Но такая комиссия вряд ли придет к единому мнению, потому чаще комиссию формируют следующим способом,
- каждое государство предлагает равное количество представителей, а данные представители выбирают председателя из 3-его незаинтересованного государства, г) арбитраж, который имеет иное значение в российском праве (государственный судебный орган). Арбитраж во всем мире - это негосударственный или межгосударственный орган, который разбирает споры по процедуре третейского разбирательства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.