Международное право. Понятие, функция, теоретическая основа, страница 24

Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Как дипломатические представительства, так и персоны дипломатических агентов освобождены на территории государства пребывания от уплаты налогов, сборов, таможенных пошлин. Исключение составляют те налоги, которые относятся к косвенным и включаются в цену товара, приобретаемого на территории государства пребывания. Однако согласно обычно-правовой норме в случае приобретения большой партии товара для нужд представительства государство пребывания обязано принять меры по снижению его стоимости или компенсации затрат на его приобретение.

Привилегии и иммуннитеты, которыми наделен дипломатический агент, распространяются на членов его семьи при одновременном соблюдении двух условий:

1) члены семьи дипломата обязаны проживать с ним совместно,

2) они не являются гражданами государства пребывания. Согласно Протоколам о приобретении гражданства, Венской конвенции 1961 г. для членов семьи дипломата установлен специальный порядок приобретения гражданства государства пребывания.

Что касается штата (2-ая и 3-я категория), то они также обладают иммунитетом на протяжении всего срока службы в дипломатическом представительстве, однако этот иммунитет является функциональным и действует в то время, когда они исполняют свои служебные функции. У одних работников м.б. осуществлена привязка к рабочему дню, у других, пока они выполняют служебные функции, если день ненормированный.

Процедура назначения главы дипломатического представительства

Эта процедура урегулирована источниками двух уровней – с одной стороны это нормы м/н права, с другой – внутреннее законодательство аккредитующего государства. Процедура назначения главы распадается на 3 этапа:

1) на этом этапе производится т.н. запрос агремана - это согласие государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства,

2) если согласие не получено, то возвращаемся к 1-ому этапу и предалагаем другую кандидатуру. Если агреман получен, то аккредитующее государство издает соответствующий акт, оформляющий назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства,

3) состоит из процедуры вручения вверительной грамоты соответствующему полномочному лицу государства пребывания. По общему правилу верительная грамота подписывается главой государства и вручается главе государства, но бывают исключения. Кто является главой государства в каждой стране определяется по своему (например, в Германии главой государства является не президент, а федеральный канцлер).

Кроме процедуры назначения по данной схеме главы представительства многие страны, в т.ч. РФ, требуют соблюдения данной процедуры в отношении военных атташе, которые также включаются в дипломатический корпус (как и торговые представители). Иные члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала назначаются ведомством иностранных дел (в России это МИД) без получения предварительного согласия государства пребывания.

КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Являясь зарубежными представительствами государства они существенно отличаются от дипломатических представительств. Они осуществляют свою деятельность не в масштабах всего государства, а лишь в рамках определенной территории, называемой консульский округ. Консульские учреждения как правило располагаются не в столицах государства пребывания, а в иных крупных городах.

Функции консульского учреждения распадаются на 2 составляющие:

- 1-ая часть функций аналогична функциям дипломатического представительства с той разницей, что сфера действия ограничивается рамками консульского округа, а уровень общения - власти государства пребывания, функционирующие на территории консульского округа;