Международное право. Понятие, функция, теоретическая основа, страница 30

1) Признание в качестве м/н личности со стороны субъектов м/н права. Государства-члены м/н организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей м/н организации, ее компетенцию, круг полномочий, а также наделять в случае необходимости м/н организацию и ее персонал определенными иммунитетами и привилегиями;

2) Наличие обособленных прав и обязанностей, т.е. таких прав и обязанностей, которые отличны от учредивших их субъектов м/н права. Учредившие государства делегируют часть своих полномочий какой-либо м/н организации, но эти права не передаются навсегда;

3) Право на свободное выполнение своих функций. Здесь встает вопрос о компетенции м/н организации.

В праве м/н организаций выделяют 2 основных вида компетенций:

а) предметная – та, которая определяет круг вопросов, входящих в сферу деятельности м/н организации;

б) юрисдикционная компетенция, которая определяет юридическую силу актов, входящих в предметную компетенцию м/н организации.

В учредительном акте м/н организации определяется не только компетенция в целом м/н организации, но и компетенция ее органов, прежде всего главных органов.

В связи с предметной компетенцией выделяется еще 2 вида компетенций:

а) подразумеваемая компетенция – это компетенция, которая напрямую в учредительном акте не прописана, однако ее можно вывести на основе конкретных положений учредительного акта. Часто м/н организации вступают в правоотношения в государствами, не являющимися членами данной м/н организации, вступают в контакты с физическими и юридическими лицами, которые вообще не являются субъектами м/н права (например, привлечение экспертов), но такие полномочия прямо в уставе не обозначены. С другой стороны, если взять п. 6 ст. 2 Устава ООН, в котором сказано, что государства не являющиеся членами ООН должны действовать в соответствии с принципами, заложенными в Уставе ООН в целях поддержания м/н мира и безопасности. Исходя из этой нормы презюмируется, что ООН может вступать в контакты и с государствами, не являющимися участниками ООН;

б) имманентная компетенция – в отличие от подразумеваемой она не основывается на конкретных положениях учредит. акта. Это расширительная трактовка функций м/н организации. На практике применение имманентной компетенции может привести к юридическому произволу поскольку м/н организации или ее отдельные органы могут присвоить себе функции, не регламентированные уставом. Например, созданный Трибунал по бывшей Югославии. Трибунал с одной стороны является гарантом м/н мира и безопасности, который наделен правом предпринимать любые действия в целях поддержания м/н мира, а с другой стороны Совет безопасности не полномочен создавать м/н судебные органы. Государства, заинтересованные в урегулировании вопроса такие органы могут создавать, но у Совбеза такой компетенции нет. Есть и положительные стороны применения имманентной компетенции. Нарушение мира и безопасности одним из постоянных членов организации Совбеза ООН практически сложно нейтрализовать. На 5 Великих государств возложена м/н миссия поддержания м/н мира и безопасности (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай);

4) Право на создание норм м/н права, как договорных, так и обычно-правовых, а также тех, которые содержатся в резолюциях главных органов м/н организаций;

5) Право на обеспечение надлежащего исполнения норм м/н права путем применения положений, связанных с м/н контролем и международно-правовой ответственности. Существует 2 основные формы контроля:

а) обязательные доклады государств-участников, предусмотренные в соответствующих международно-правовых актах. Например, доклады о конкретном состоянии дел в области прав человека, б) мониторинг, т.е. наблюдение, которое осуществляется данной м/н организацией путем образования постоянного или временного органа на территории государства;

6) Вопросы привилегий и иммунитетов;

7) Вопросы международно-правовой ответственности.

25.03.06

Структура международной организации: