Комитет по правам человека обладает и дополнительными функциями, которые раскрыты в факультативном протоколе. Это аналог механизма Европейского суда по правам человека. Подразумевает обращения физических лиц после того как эти лица исчерпали национальные средства защиты или когда процедура, направленная на защиту их прав необоснованно затягивается силами национальной юстиции. На основе данного обращения собирается предварительная комиссия, которая передает дело в Комитет. Комитет уведомляет государство, и оно в течение 6 месяцев со дня уведомления обязано представить письменное объяснение и сообщить о принятых мерах .
На региональном уровне, помимо Европейского суда , Межамериканского суда, существует процедура в рамках СНГ, где создана Комиссия по правам человека государств-участников СНГ. Механизм схож с Комитетом, по пакту 1966 г.
ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Гражданство (Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.) – устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство – это правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами, например, рождением на территории определенного государства, рождением от родителей граждан определенного государства, в связи с натурализацией. Гражданство – определенное правовое положение физического лица, особый правовой статус, предполагающий юридическое признание государственной принадлежности лица, как внутри страны, так и зарубежом, где лицо наделяется объемом прав и обязанностей, предусмотренных как в международных НПА, так и во внутреннем законодательстве государства пребывания. Под «государством пребывания» понимается «то государство, на территории которого находится лицо в данный момент (на законных основаниях или нет). Связь у государства со своим гражданином постоянная и не зависит от места его нахождения. Пределы реализации в рамках данной связи будут зависеть от места нахождения лица в данный момент. Связь иностранного гражданина с государством пребывания возникает только с момента пересечения государственной границы.
Институт гражданства – институт конституционного права. Почему он попал в м/н право?
1) институт гражданства – институт отрасли «прав человека», а сама отрасль стала инст-том м/н права. Следовательно и появились стандарты в области гражданства:
- каждый имеет право на гражданство,
- никто не может быть произвольно лишен гражданства и т.д.;
2) с сер. 19 в все большее количество людей наряду с соб-ым гражданством стали приобретать гражданство других государств, т.к. многие государства устанавливают ограничения на деятельность иностранных граждан на территории своего государства, либо завышенные налоги + ограничения на свободу передвижения. Соответственно эти лица, которые стали приобретать двойное гражданство попали под двойную юрисдикцию. Каждое государство стало претендовать на исключительную связь с гражданином. Такой конфликт может быть урегулирован м/н договором;
3) появился институт апатризма + институты беженцев, политического убежища, вынужденных переселенцев. Проблемы, связанные с ними стали интернациональными. Появились Конвенция о беженцах 1951 г., Конвенция о сокращ-и безгражданства 1963 г. и др.
Т.о. институт гражданства попал под смешанное регулирование Конституционного права и М/н права.
Перед институтом гражданства существовал институт подданичества. Сейчас подданичество существует в государства-монархиях, а институт подданичества = институт гражданства. Ранее институт подданичества предполагал только обязанности, прав не было. Впервые прообраз современного института гражданства появился во Фр-и в 18 в. после Великой Французской Буржуазной Революцией, в РФ – в нач. 20 в.
Отличие двойного гражданства от наличия у физического лица двух и более гражданств
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.