Международное право. Понятие, функция, теоретическая основа, страница 44

- сбор возможно полной информации о подготовке террористических актов,

- оповещение стран-участниц,

- содействие национальным органам внутренних дел в розыске и задержании преступников.

Финансовая составляющая деятельности СНГ

Расходы по финансированию деятельности органов СНГ распределяются на основе долевого участия государств-членов и устанавливаются на основе специального соглашения о бюджетах органов Содружества. Как и ООН СНГ финансируется неравномерно (т.е. одни государства платят больше других), но голоса при принятии решений все имеют равное количество.

СНГ – открытая м/н региональная организация. Ее членом может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества, принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе и может стать участником с согласия всех государств-членов. Членами СНГ на сегодняшний день являются 12 государств (кроме стран Балтии – в СССР было 15 государств).

Рабочий язык в СНГ – русский.

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛОРУССИИ И РОССИИ

Близкая структура к СНГ создана на территории бывшего СССР – это Союзное государство Белоруссии и России. Несмотря на название данное образование не является государством. Оно является по сути расширенным вариантом межгосударственной организации, которое по своему внтрему устройству напоминает государственную модель – это т.н. интеграционное образование. Всего в мире их 3 – Европейский союз, Британское содружество (или просто Содружество) и Союзное государство Белоруссии и России.

История создания Союзного государства

Все началось с 1996 г., когда был заключен договор о создании Сообщества Белоруссии и России. Сообщество скорее всего было создано больше в политических и чуть менее в экономических целях для развития интеграционных процессов и всего того, о чем мечтали при создании СНГ, но так и не смогли воплотить на практике. На смену Сообществу в 1997 г. пришел Союз Белоруссии и России. Образование Союза было оформлено Уставом Союза. Именно в Союзе впервые в данном интеграционном образовании (а его образование интеграционного образования можно считать с появлением Союза) появились органы по типу государственных, бюджет по типу государственного, государственные институты, которые не знает ни одна м/н организация (в частности, союзное гражданство). Следующим поворотным шагом стало заключение в 1999 г. Договора о создании Союзного государства (вступил в силу 1 янв. 2000 г.), причем по поводу данного учредительного акта шли научные и практические дискуссии. Поскольку государства как такогового нет – считали, что договор имеет в виду создание государства в будущем и это заложено в названии. Какое-то время эта позиция начала усиливаться, но потом, когда встал вопрос о создании Конституции, позиция поменялась на прямо противоположную – Союзное государство есть в том виде, в котором оно закреплено в учредительном акте, но создана лишь правовая часть союзного государства, а материальная часть образования союзного государства пока не реализована. Последний ожидаемый акт – принятие союзной Конституции – ее проект опубликован, но о ней нельзя еще говорить, как о действующем нормативном акте.

Цели создания Союзного государства (как они обозначены в договоре 1999 г. и проекте Конституции):

1) мирное и демократическое развитие народов, укрепление дружбы, повышение уровня благосостояния,

2) создание единого экономического пространства,

3) соблюдение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами,

4) проведение совместной внешней и оборонной политики,

5) формирование единой правовой системы,

6) проведение единой социальной политики,

7) обеспечение безопасности и борьба с преступностью,

8) укрепление мира и безопасности в Европе и во всем мире.

Принципы Союзного государства:

1) суверенное равенство государств-участников,

2) добровольность участия.

Предметы ведения Союзного государства:

1) создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка,

2) создание равных условий для хозяйствующих субъектов государств-участников,