Данная проблема преимущественно регулируется внутренним законодательством. На межгосударственном уровне устанавливаются общие стандарты, под которыми понимаются минимальные гарантии данной категории лиц в мирное и военное время, а также м/н механизмы защиты этих стандартов. Внутреннее законодательство регулирует следующие вопросы касательно правового положения иностранных гражданин:
- вопросы въезда-выезда с территории данного государства,
- процедура оставления граждан на данной территории с целью временного или постоянного пребывания, постоянного проживания, возможности получения гражданства.
- каждое государство самостоятельно определяет правовой статус иностранных граждан, вкл-щий возможность участия в выборах, в трудовой, предпринимательской деятельности, возможность приобретения имущества, участия в общественных и коммерческих организациях, возможность обращения в суды.
Правовое положение иностранных граждан в РФ:
Иностранные граждане имеющие постоянное проживание в России, т.е. документированные видом на жительство, практически полностью уравнены с гражданами России в социальных и экономических правах, но ограничены в ряде политических прав.
Иностранные граждане могут:
1) учреждать коммерческие организации,
2) приобретать имущество за рядом исключений,
3) быть избранными в органы м/с/у,
4) осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
Не могут:
1) быть государственными служащими,
2) ограничен доступ к государственным секретам, государственной тайне,
3) закрыт доступ на секретные и специальные объекты,
4) закрыт путь на ряд негосударственных должностей (не могут быть командиром воздушного судна, морского судна, возглавлять ряд энергетич-их объектов и др.).
По сравнению с законодательством РФ в Европейском союзе права граждан и неграждан практически не различаются в связи с мощной европейской интеграцией и гражданство отдельных государств размывается гражданство ЕС, но это касается в основном иностранных граждан стран ЕС.
Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
В отличие от категории иностранных граждан, среди которых есть и они, данная категория лиц уже регулируется в большей части м/н правом. Источником правового регулирования является 1) Конвенция 1951 г. О беженцах, 2) протоколы к этой Конвенции, а также 3) региональные нормативные акты, посвященные статусу беженцев и вынужденных переселенцев (в частности, в рамках СНГ). Протокол к Конвенции посвящен сотрудничеству национальных властей с ООН в сфере защиты прав беженцев.
Согласно ст. 12 Конвенции личный статус беженца определяется законами страны его бенецилия, если денецилий определить не удается, то руководствуются законами страны его постоянного проживания (в частности законами страны, где был оформлен последний вид на жительство). Государства д. гарантировать, что в отношении беженцев будут применяться режимы не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются иностранные граждане законно находящиеся на территории государств – участников Конвенции в отношении следующих вопросов: приобретение движимого и недвижимого имущества, авторских прав, права ассоциаций, права на обращение в суд, права на предпринимательскую деятельность. Более того в соответствии со ст. 34 Конвенции для беженцев д.б. созданы все условия для их ассимиляции и натурализации в государстве-участнике. В РФ, если лицо является беженцем, это дает основания сократить срок проживания по виду на жительство для целей получения гражданства с 5 лет до 1 года.
ФЗ 1993 г. О беженцах. Согласно ст. 12 ФЗ статусу беженца может быть предоставлена альтернатива в качестве временного убежища. Не надо его путать с территориальным и политическим убежищем. Временное убежище предоставляется в альтернативу статусу беженца:
1) если существуют юридические основания для предоставления индивиду статуса беженца, однако лицо не желает становиться беженцем и оформляет заявление о временном пребывании на территории данного государства;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.