3) по функциональному назначению:
- регулятивные - устанавливающие конкретные права и обязанности субъектов м/н права,
- охранительные - гарантирующие реализацию регулятивных норм.
4) по характеру субъективных прав и обязанностей:
- обязывающие - закрепляющие обязательства субъектов м/н права,
- запрещающие,
- управомачивающие - признающие за субъектами м/н права какие-либо права.
и др. классификации.
Иерархия норм м/н права. Для РФ Конституция являются высшей нормой, дальше по значимости - универсальные нормы, которые содержатся в основных принципах м/н права, уставах универсальных организаций (ООН и 17 специализированных учреждений ООН), Венские конвенции 1961 (о дипломатических сношениях), 63 (о консульских сношениях) гг., Венская конвенция "О праве м/н договоров) 69 г., конвенция по морскому праву 82 г., Женевские конвенции 49 г. (о защите жертв войны) и иные акты, следущий уровень - локальные нормативные акты, к которым относятся м/н договоры, м/н правовой обычай, акты м/н конференций, которые регулируют отношения не в рамках всего земного шара или большинства стран. Нормы, которые имеют специальное значение уступают нормам, содержащимся в более общем акте.
Проблемы кодификации в м/н праве. Кодификация - официальная систематизация действующих международно-правовых норм, а также разработка новых норм в соответствии с предметом правового регулирования, с целью создания новых международно-правовых актов, которые будут источниками м/н права. Все нормы, которые образуются в процессе кодификации являются документально-закрепленными. Задачи кодификации - приведение действующего м/н права в соответствие с современными общественными потребностями; дополнение существующих норм м/н права новыми нормами; исключение устаревших норм м/н права; объединение норм различных институтов права в единый комплекс (пример, Европейская конвенция о гражданстве 97 г., которая в этом году должна быть ратифицирована Федеральным Собранием). Кодификация немыслими без м/н нормотворчества, но само м/н нормотворчество далеко не всегда сопровождается кодификацией. Особое значение кодификация имеет в деле преобразования обычно-правовых норм в договорные. Для одних государств одна и та же норма м.б. договорной, а для других - обычно-правового характера.
Инкорпорация - иной способ систематизации права, в ходе которой происходит простое собирание в определенном порядке действующих м/н нормативно-правовых актов с одновременным изданием соответствующих сборников. Порядок м.б. любой - предметный, хронологический и др. (пример, Сборник содружества (СНГ), Сборник Европейские договорные серии (ЕС), Договорные серии (ООН)). Новых норм права в процессе инкорпорации не возникает.
4) Способы и формы принуждения в м/н праве. В отличие от национального права, которое изобилует разными органами, осуществляющими принуждение и меры воздействия, в м/н праве принуждение осуществляется самими субъектами м/н права с одной оговоркой -единственным органом, способным применять санкции от имени всего м/н сообщества, которые могут включать меры экономического, политического, военного характера, является Совбез ООН. Всё остальное осуществляют сами субъекты м/н права. Отличия есть и в формах. Виды самозащиты:
- реторсии - такие ответные действия, которые считаются правомерными, независимо от того было ли первоначальное правонарушение или нет.
- более жесткой мерой является самозащита в форме репрессалий - такие ответные действия, которые считались бы неправомерными, если бы не было правонарушения, ответом на которое было данное действие. Примером репрессалий является самооборона. Сама самооборона бывает различных видов и форм - индивидуальной (когда само государство справляется со своими бедами самостоятельно) и коллективная (которая осуществляется на основе соответствующего м/н договора - нападение на одно государство участника договора является нападением на все государства и все они участвуют в самообороне (например, в рамках НАТО, СНГ, договора, заключенный в уставе ООН, но с исключением). Если обратиться к уставу ООН, то он в статье 4-42 выделяет 2 основные меры принуждения: меры экономического характера, которые включают перерыв торговых отношений, экономическую блокаду (запрет определенных поставок), разрыв дипломатических отношений, и другая мера - применение вооруженных сил к государству, которое грубо нарушает общепризнанные принципы и нормы м/н права. Вооруженные репрессалии недопустимы, если первоначальные действия носили невооруженный характер.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.