2) Особый субъектный состав. Только 4 субъекта на сегодня могут полноценно участвовать в м/н публичных отношениях - 1) государство - универсальный субъект, который может вступать в любые такие отношения, который может создавать другой субъект, 2) межгосударственные организации - условно вторичные субъекты м/н права (вторичные по учреждению государством или другой м/н организацией и по содержанию их деятельности - могут действовать только в рамках той компетенции, которую в уставе заложили учредители). От межгосударственных организаций надо отличать негосударственные организации, которые не являются субъектами м/н права, но могут быть участниками м/н частно-правовых отношений. Негосударственные или м/н неправительственные организации (МНП) сейчас приобретают все большее значение. 3) государственно-подобные образования (например - Ватикан - нет постоянного населения - со смертью Папы все население распускается и новый Папа набирает новое население, остается только периметр границ. Также Западный Берлин). 4) Нации и народы, борющиеся за независимость (таких все меньше и меньше - например Палестина), они не обладают таким признаком как сильная государственная власть. Такие образования как правило представляют национальные общественные организации (например, Организация освобождения Палестины).
По поводу индивида. В теории м/н права последнего времени появилась тенденция причислять индивида к субъектам м/н права. Это мотивируется тем, что у индивида появилась определенная правосубъектность на м/н арене свойственная субъектам м/н права. Это приводит через призму Страстбургского суда, куда индивид обращается за защитой своих нарушенных прав (только определенные права можно защищать в этом суде, которые указаны в определенной конвенции). Получив решение в свою пользу индивид т.о. считается может менять внутреннее законодательство (государство обязано привести в соответствие свое внутреннее законодательство). По Б., это абсурдно: 1) государство примерно 200, м/н организаций около 1000 и несколько 3-их и 4-ых субъектов; индивидов - 6 млрд., если их признать субъектами, то значит дать им возможность заключать м/н договоры, привлекать к участию в этих отношениях других субъектов, делать их такими мини-государствами.
3) Способы создания норм м/н права. В м/н праве в отличие от внутригосударственного нет органа, который бы создавал нормы м/н права. Они создаются самими субъектами м/н права. Метод создания норм также отличается. Превалирует концепция согласования воль, т.е. нормы императивно создаваться не могут. Процесс создания норм. Для м/н права характерен особый нормотворческий процесс. Необходимо провести переговоры, которые м.б. осуществлены либо в ходе личной встречи на различном уровне. Переговоры м.б. заключены заочно путем дипломатической переписки. А далее происходит ряд стадий урегулированных Венской конвенцией 1969 г. "О праве м/н договоров". Есть стадия принятия текста, стадия выражения согласия на обязательность м/н договора, стадия вступления м/н договора в силу и ряд промежуточных подстадий.
Виды норм м/н права. Признаки:
1) по форме:
- документально закрепленные (в м/н договоре, в акте м/н организации). Согласно Венской конвенции независимо от названия (конвенция, м/н соглашение, пакт, нота или м/н договор), если содержат все признаки м/н договора, являются м/н договорами.
- нормы существующие объективно, без фиксации. Т.е. в форме м/н правового обычая. Нормы содержащиеся в обычаи являются правовыми (норма права), в обыкновении другие нормы (морали, этики, но не права). Отличаются они только этим. Источник - это оболочка (обычай, прецедент, м/н договор), а норма права - то что внутри (смысл заложенный в обычае, прецеденте и т.д.).
2) по субъектно-территориальной сфере действия:
- универсальные - нормы регулирующие отношения, объект регулирования которых представляет всеобщий интерес,
- локальные - которые представляют интерес для ограниченного числа субъектов м/н права.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.