Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра «Экономическая теория»
Л.С.Глухарев, Г.М.Зачесова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Практикум (Микроэкономика)
Санкт-Петербург
2008
УДК330 (075.8)
ББК 65.01
Э40 Экономическая теория. Практикум (Микроэкономика) Л.С.Глухарев, Г.М.Зачёсова – СПб: ПГУПС, 2008.
Библиогр.: 7 назв. табл.7 ил.15
Содержит тесты, типовые задачи, на примере решения которых в доступной форме изложены основные наиболее сложные вопросы раздела «Микроэкономика» курса «Экономическая теория».
Практикум предназначен для студентов факультета ЭСУ, технических специальностей, при изучении соответствующих разделов «Экономика», а также слушателям, получающим второе высшее экономическое образование.
Рецензенты: докт.экон..наук., проф., зав. кафедрой финансов и статистики СПбГТИ А.Е.Викуленко канд.экон.наук, доцент Н.В. Телегина (ПГУПС)
© Петербургский государственный университет путей сообщения
© Глухарев Л.С., Зачёсова Г.М.,2008
Введение
Опыт показывает, что трудности с усвоением основ экономической теории, столь важного курса в подготовке будущих инженеров, менеджеров, бухгалтеров, специалистов другого профиля, во многом связаны со следующим обстоятельством. Центральные понятия курса в многочисленных учебниках даются в словесной, описательной (вербальной) форме, иногда с привлечением довольно сложного математического аппарата. Закрепить материал в ходе решения задач студентам и слушателям не предлагается или предлагается, но без помощи авторов учебников. Небольшие сборники задач и упражнений, если они вообще представлены в учебниках, являются автономным разделом, завершающим учебник. Считаем, подобное положение следует изменить. Сложные положения курса лучше усваиваются на конкретных примерах и задачах с решениями.
Основательное рассмотрение экономических категорий и законов в их взаимосвязи обеспечивается в ходе обстоятельного и неторопливого решения задач самими авторами учебного пособия. При подобном подходе к делу решенные задачи становятся органической частью учебного пособия. В задачах, даже если они составлены на условном материале, открывается возможность моделирования реальных микро- и макроэкономических процессов, важных для практики хозяйствования. Все вышеизложенное и стимулировало появление настоящего практикума.
Авторы стремились строить материал не на условных примерах, а в основном на реальных данных российской экономики на различных уровнях хозяйствования. Студенты и слушатели должны знать о состоянии российской экономики и ближайших перспективах её развития. Использование массива статистических данных по отечественной экономике имеет серьезное мобилизующее, воспитательное значение, обеспечивая одновременно рост интереса к изучаемому предмету.
Каждый раздел практикума имеет следующую стандартную структуру:
- основные положения с кратким описанием экономической сущности рассматриваемых категорий и их практического значения;
- развитие основных положений в ходе решения задач, рассмотрения тестов и упражнений;
- выводы по теме и разделу.
Структурируя курс, авторы опирались как на собственный многолетний опыт научно-педагогической работы, так и на лучшие учебники, рекомендованные Минвузом.
Тема 1. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЛАГ
1.1. Производственная функция и результативность общественно полезной деятельности
Производственная функция – ключевое понятие в неоклассических моделях экономического роста. Важное само по себе, оно (понятие) выводит изучающего на понимание смежных понятий, а именно:
- общих результатов производственной деятельности на различных уровнях хозяйствования и, прежде всего, на уровне фирмы;
- средней и предельной (маржинальной) производительности переменного фактора производства, их взаимосвязи;
- эластичности выпуска по переменному фактору производства;
- закона убывающей производительности переменного фактора производства;
- эффекта масштаба и др.
Экономика изучает отношения между людьми в процессе производства материальных благ и их распределения в условиях ограниченности ресурсов. Собственно производство есть процесс преобразования одних благ в другие. Например, фирма приобретает сырые материалы, полуфабрикаты, различное оборудование, чтобы соединить их как первичные факторы с живым трудом- важнейшим фактором производства в целях получения готовой продукции. Зависимость между количеством используемых факторов производства и выпуском продукции необходимо изучать на практике с целью достижения максимального объема производства. Данная задача смыкается с проблемой эффективности производства на уровне первичных хозяйственных единиц и в общественном масштабе. Расширение объема производства без рационального использования ресурсов наталкивается на объективную трудность- ограниченность последних. Поэтому на всех уровнях хозяйствования приходится отслеживать результативность использования первичных факторов - производительность труда, капиталоотдачу (фондоотдачу), а это показатели эффективности производства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.