Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика"

Страницы работы

Содержание работы

Государственное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «Экономическая теория»

Л.С.Глухарев, Г.М.Зачесова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ   ТЕОРИЯ

Практикум (Микроэкономика)

Санкт-Петербург

2008

УДК330 (075.8)

ББК 65.01

Э40       Экономическая теория. Практикум (Микроэкономика) Л.С.Глухарев, Г.М.Зачёсова – СПб: ПГУПС, 2008.

Библиогр.: 7 назв. табл.7 ил.15

Содержит тесты, типовые задачи, на примере решения которых в доступной форме изложены основные наиболее сложные вопросы раздела «Микроэкономика» курса «Экономическая теория».

Практикум предназначен для студентов факультета ЭСУ, технических специальностей, при изучении соответствующих разделов «Экономика», а также слушателям, получающим второе высшее экономическое образование.

Рецензенты: докт.экон..наук., проф., зав. кафедрой финансов и статистики СПбГТИ А.Е.Викуленко канд.экон.наук, доцент   Н.В. Телегина (ПГУПС)

       ©   Петербургский государственный  университет путей сообщения

                                      ©   Глухарев Л.С., Зачёсова Г.М.,2008

Введение

Опыт показывает, что трудности с усвоением основ экономической теории, столь важного курса в подготовке будущих инженеров, менеджеров, бухгалтеров, специалистов другого профиля, во многом связаны со следующим обстоятельством. Центральные понятия курса в многочисленных учебниках даются в словесной, описательной (вербальной) форме, иногда с привлечением довольно сложного математического аппарата. Закрепить материал в ходе решения задач студентам и слушателям не предлагается или предлагается, но без помощи авторов учебников. Небольшие сборники задач и упражнений, если они вообще представлены в учебниках, являются автономным разделом, завершающим учебник. Считаем, подобное положение следует изменить. Сложные положения курса лучше усваиваются на конкретных примерах и задачах с решениями.

Основательное рассмотрение экономических категорий и законов в их взаимосвязи обеспечивается в ходе обстоятельного и неторопливого решения задач самими авторами учебного пособия. При подобном подходе  к делу решенные задачи становятся органической частью учебного пособия. В задачах, даже если они составлены на условном материале, открывается возможность моделирования реальных микро- и макроэкономических процессов, важных для практики хозяйствования. Все вышеизложенное и стимулировало появление настоящего практикума.

Авторы стремились строить материал не на условных примерах, а в основном  на реальных данных российской экономики на различных уровнях хозяйствования. Студенты и слушатели должны знать о состоянии российской экономики и ближайших перспективах её развития. Использование массива статистических данных по отечественной экономике имеет серьезное мобилизующее, воспитательное значение, обеспечивая одновременно рост интереса к изучаемому предмету.

Каждый раздел практикума имеет следующую стандартную структуру:

-  основные положения с кратким описанием экономической сущности рассматриваемых категорий и их практического значения;

-  развитие основных положений в ходе решения задач, рассмотрения тестов и упражнений;

-  выводы по теме и разделу.

Структурируя курс, авторы опирались как на собственный многолетний опыт научно-педагогической работы, так и на лучшие учебники, рекомендованные Минвузом.

Тема 1. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЛАГ

1.1.  Производственная функция и результативность  общественно полезной  деятельности

Производственная функция – ключевое понятие в неоклассических моделях экономического роста. Важное само по себе, оно (понятие) выводит изучающего на понимание смежных понятий, а именно:

- общих результатов производственной деятельности на различных уровнях хозяйствования и, прежде всего, на уровне фирмы;

- средней и предельной (маржинальной) производительности переменного фактора производства, их взаимосвязи;

- эластичности выпуска по переменному фактору производства;

- закона убывающей производительности переменного фактора производства;

- эффекта масштаба и др.

Экономика изучает отношения между людьми в процессе производства материальных благ и их распределения в условиях ограниченности ресурсов. Собственно производство есть процесс преобразования одних благ в другие. Например, фирма приобретает сырые материалы, полуфабрикаты, различное оборудование, чтобы соединить их как первичные факторы с живым трудом-  важнейшим фактором производства в целях получения готовой продукции. Зависимость между количеством используемых факторов производства и выпуском продукции необходимо изучать на практике с целью достижения максимального объема производства. Данная задача смыкается с проблемой эффективности  производства на уровне первичных хозяйственных единиц и в общественном масштабе. Расширение объема производства без рационального использования ресурсов наталкивается на объективную трудность- ограниченность последних. Поэтому на всех уровнях хозяйствования приходится отслеживать результативность использования первичных факторов - производительность труда, капиталоотдачу (фондоотдачу), а это показатели эффективности производства.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
587 Kb
Скачали:
0