Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика", страница 9

В этом случае технология производства отображается производственной функцией В.В.Леонтьева (1906-1999), крупного американского экономиста русского происхождения:

Q=min (L/a;K/b), где a и b- технологически необходимый расход соответственно труда и капитала на единицу продукции (услуг).

Пример

В городе имеется 180 водителей трамваев, занятых производственным обучением и столько же учеников. Имеется 200 трамваев, выделяемых на цели производственного обучения. Какова возможная загрузка названной части трамвайного парка?

Ответ

Загрузку лимитирует количество опытных водителей. Поскольку вождение каждого трамвая требует двух человек, L/a=360/2=180. Именно такое количество трамваев единовременно могут эксплуатироваться. При этом 20 трамваев (200-180) будут простаивать. При технологии по Леонтьеву MRTS=0

1.2.  Стоимостные показатели затрат на производство.

Функция затрат

До сих пор при конструировании производственной функции мы отвлекались от рыночной стоимости факторов производства, приобретаемых фирмой. Привлекая рабочую силу, фирма как работодатель принимает на себя обязательство вознаграждать затраты труда. Это вознаграждение носит название дохода фактора труд или заработной платы. Покупая или арендуя капитальные товары, например транспортные средства, фирма также должна понести затраты (издержки) в соответствии с рыночными ценами. Если имеются альтернативные варианты производства продукции (оказания услуг), фирма выбирает вариант с минимальными издержками. Такое решение подсказывает здравый смысл. Варианты, равно доступные технологически и в этом смысле равные по эффективности, оказываются не равными при обращении к стоимостным измерителям.

Приведем простой пример. Определенная площадь очищается зимой от снежных заносов 10 дворниками с заработной платой 5 тыс. рублей в месяц у каждого. Та же площадь убирается шофером снегоуборочной автомашины с заработной платой 12 тыс. рублей в месяц. Аренда автомашины обходится в 60 тыс. рублей в месяц. Позволительно ли экономисту считать эти варианты равно эффективными?

Ответ. Нет! На изокванте названные варианты по-прежнему назовем трудоемким и капиталоемким. Варианты будут представлены точками на одной и той же изокванте. Но экономически они не равны по эффективности с позиций городского хозяйства. При равном объеме работ первый вариант будет стоить затрат в 50 тыс. рублей в месяц (5*10), а второй 72тыс. рублей в месяц (12+60). Первый вариант для городского хозяйства эффективнее.

В России живой труд дешевый, а капитальные товары дороги. В этом кроется одна из главных причин низкой механизации тяжелых и неквалифицированных работ. В любом случае фирма, оценивая альтернативные хозяйственные решения по эффективности, обязана переходить от натуральных показателей к стоимостным. Она вынуждена считаться с затратами на производство.

Затраты – это рыночная ценность различных материалов и услуг факторов производства, использованных при изготовлении продукции или оказании общественно полезных услуг. Поскольку материалы, потребленные в процессе производства, ранее были израсходованы при использовании труда и капитала, то в итоге все затраты сводимы к оплате факторов производства.

Экономически обязателен учет затрат на общий объем производства и на единицу продукции (услуг). На практике в каждой отрасли используется своя специфическая учетная (калькуляционная) единица продукции: 1т зерна, 1 булка хлеба, 1 погонный метр ткани, 10 приведенных тонно–километров перевозок транспортом и т. п. Учет затрат на единицу продукции имеет в экономике не меньшее значение, чем определение удельного веса и плотности вещества в технике. Чтобы сравнить плотность металла и дерева, не взвешивают рельсы и шпалы. Используют данные о плотности металла и дерева с размерностью г/см3. По аналогии в экономике не сопоставляют издержки железных дорог с объемом перевозок в 20 и 40 млрд. т.км. Заведомо известно, что на второй дороге издержки выше. Однако сопоставление удельных издержек, т. е. издержек в расчете на 10 т.км представляет большой интерес. Если на более крупной железной дороге эти издержки ниже, в значительной мере доказана эффективность концентрации производства на железнодорожном транспорте.