Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика", страница 22

Производитель, стремясь к равновесному объему продаж, старается манипулировать ценой в области положительных значений предельной выручки. В экономической теории постулируется, что значительной свободой в установлении уровня цены обладает монополист, а не конкурентная фирма. Монополист доминирует на рынке и контролирует большую часть продаж, отсюда якобы и свобода в установлении уровня цены. Полной свободы, конечно, нет. Монополист вынужден считаться с эластичностью спроса. Все же монопольно высокая цена подвергает суровой проверке доходы покупателей.

Монополистические тенденции на российском незрелом рынке очень сильны. Причин много. Сказывается неудачный опыт советского периода с созданием заводов – гигантов и отрицательным отношением к конкуренции. Теперь, когда идеологизация экономики ушла в прошлое, стал понятен созидательный потенциал конкуренции. Но конкурентная среда не создается в одночасье. Путь к ней, как показывает российский опыт последних 15 лет, тернист. Выяснилось, что рынки, больше всего предрасположенные к конкурентному состоянию теоретически, являются конкурентными лишь формально. Подлинная конкуренция стимулирует повышение качества продукции ценообразование по условиям покупателя. Второго достоинства конкурентного рынка пока не наблюдается в России. В чем дело?

Считается, что к конкурентному состоянию тяготеет в первую очередь рынок сельскохозяйственной продукции. Если уровень продажной цены признать индикатором конкурентного рынка, то в России практически такого рынка нет. Нам предлагают картофель, другие овощи и фрукты по таким ценам, которые для большинства россиян непомерно высоки. Многочисленные продавцы одного и того же товара  одинакового качества отлично информированы о продажной цене у соседа. Они понимают, что овощи и фрукты относятся к товарам первой необходимости, востребованным детьми и взрослым населением. Повышение цен на подобные товары вынуждает покупателей ограничивать ассортимент товаров, представляющих потребительскую корзину. Можно себе отказать в покупке твердокопченой колбасы или импортного сыра, но трудно отказаться от покупки картофеля или капусты. Товары первой необходимости относятся к благам с малой эластичностью спроса по цене. Зная это, многочисленные продавцы – формально конкуренты  устанавливают единую, но высокую цену. Явление в экономике давно известное, получившее название картелирования.

Официально картель – ассоциация независимых предприятий, производящих однородную продукцию. Картели создаются с целью установления монополистического контроля определенного рынка. Участники картеля сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность, но условия соглашения ограничивают их деятельность и позволяют регулировать цены таким образом, чтобы обеспечить всем его участникам монопольно высокую прибыль. В современных условиях картели существуют  в таких  разнообразных формах, как патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.

Формально конкурентный рынок сельскохозяйственной продукции в России не имеет за собой официальных картелей. Но соглашения о создании картелей не всегда и нужны. Информация о ценах вполне прозрачна для любого участника рынка. В цене, обеспечивающей монопольно высокую прибыль, к сожалению, заинтересованы все продавцы. У многочисленных покупателей другие устремления, но не их мнение побеждает.

Защитники товаропроизводителей возразят. Они повышают цены, поскольку дорожают факторы производства; приходится все больше платить за сырье, материалы, аренду помещений, транспортные услуги и т. п. В самом деле. Процесс повышения цен напоминает цепную реакцию, которую легко начать, но трудно остановить. Не случайно многие партии в России ратуют за косвенное государственное вмешательство в процесс ценообразования с целью остановить инфляцию и обеспечить всем россиянам достойный уровень жизни. Мы еще обратимся к этому важному вопросу, когда будем рассматривать роль государства в экономике.