Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика", страница 16

Всего в экономике в 2006г. 29,7% предприятий и организаций были убыточны. Каждое третье предприятие в сельском хозяйстве убыточно. Не лучше официальное положение в отраслях по добыче полезных ископаемых, производстве пищевых продуктов, в текстильном и швейном производстве. Транспорт и связь в совокупности также имели 37,4% убыточных предприятий.

В динамике (2003-2006гг.), положение улучшается, однако медленно. Широко распространенное стремление нашего бизнеса переложить груз своих финансовых проблем на покупателя, повышая свои отпускные цены на продукцию, наталкивается на ограниченный платежеспособный спрос. В результате пока сохраняется низкий коэффициент использования среднегодовой производственной мощности по выпуску отдельных видов продукции ( см. табл.2.2. ).

Таблица 2.2.  

Использование среднегодовой мощности организаций

по выпуску отдельных видов продукции (в процентах)

1992

2000

2006

Производство пищевых продуктов, включая напитки :

Сахар-песок из сахарной свеклы

86

76

87

Хлеб и хлебобулочные изделия

61

40

39

Кондитерские изделия

61

50

64

Макаронные изделия

89

46

61

Масла растительные

71

61

69

Плодоовощные консервы

51

32

64

Мясо (в парном весе)

57

18

52

Колбасные изделия

66

52

69

Масло животное

67

25

28

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко)

41

32

51

Мука

79

45

44

Крупа

62

24

32

Текстильное и швейное производство:

Ткани хлопчатобумажные суровые

62

55

71

Ткани шерстяные готовые

48

17

34

Обувь

61

29

68

Бумага

68

79

87

Картон

66

63

84

Коэффициент использования среднегодовой мощности недопустимо низок даже в производстве жизненно важных  продуктов: хлеба и хлебобулочных изделий ( 39% ); масла животного ( 28% ); муки (44% ); крупы ( 32% ); тканей шерстяных готовых ( 34% ); грузовых автомобилей ( 55% ); зерноуборочных комбайнов ( 39% ) и т.д. (данные за 2006г. ). По многим производствам показатель использования среднегодовой мощности ухудшается в динамике (1992-2006гг). Этот факт требует объяснений.

При свободном ценообразовании и слабой конкуренции продавцы стремятся повышать прибыль не столько за счет значительного объема продаж, сколько за счет роста цен и средней ( штучной ) прибыли. Эксперт Международного фонда «Русские фермы» Валентин Трофимов в этой связи замечает: « западные фермеры и посредники рады работать за 10% прибыли, 12% для них – предел мечтаний, а наши меньше чем за 50% чистой прибыли даже пальцем не пошевелят ( Аргументы и факты, 2007, № 31, с. 12. ).Цена ненаказуемого эгоизма высока: так, себестоимость тушки птицы составляет 6-8 рублей, а в продаже -80 рублей. Себестоимость одного килограмма охлажденной бескостной свинины  составляет 12 рублей, а цена на прилавке доходит до 220 рублей.