Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика", страница 24

Доказываемые в экономической теории недостатки монополизма подтверждаются на практике и имеют тяжелые последствия для многих миллионов россиян. На смену тотальному дефициту потребительских товаров в  конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века пришла новая ситуация в розничной сети: при видимой насыщенности прилавков объем продаж недостаточен в связи с ограниченным платежеспособным спросом. Особенно дороги продовольственные товары при скромных доходах граждан. По нашему мнению, вопрос о государственном вмешательстве в процесс рыночного ценообразования методами, адекватными рыночной экономике, актуален. Например, целевое субсидирование граждан с ограниченными доходами, не искажая уровня свободных цен, делает товары дешевле для многих потребителей. При откровенном монополизме в производстве товаров первой необходимости накоплен в целом положительный опыт установления государством предельных цен. От него также нет оснований полностью отказываться. Аргументы в пользу такого обязывающего вывода выдвинем в ходе решения следующей задачи.

Задача 2.2.

Функция спроса на продукцию монополии Q=40-P. Функция полных затрат TC=20+Q2.. Найти равновесный выпуск и максимальную прибыль.  

Какими будут последствия для заинтересованных сторон, если государство установит предельную цену P=20? Тот же вопрос при P=25.

Решение:

При заданной функции спроса Q=40-P имеем P=40-Q.

Тогда выручка от продаж TR=P*Q= (40-Q)Q=40Q-Q2.

Предельная выручка MR=TR’= (40Q-Q2)’=40-2Q.

Предельные затраты MC=TC’= (20+Q2)’=2Q.

Приравняем MR к MC. Именно по этим условиям находится равновесный выпуск и максимум прибыли:

MR=MC, 40-2Q=2Q=>Q*=10.Тогда равновесная цена, максимизирующая прибыль, составит:

P=40-Q=>P*=40-10=30.

А максимальная прибыль π max=TR-TC=40*10-102-20-102=180.

Если государство лимитирует цену на уровне P=20, то спрос увеличится до 20. Положим, фирма – монополист пойдет на удовлетворение спроса по такой цене (гарантий нет; в условиях рыночной свободы монополист может создать «черный» рынок или прекратить деятельность). Тогда TR=40*20-202=800-400=400.

Полные затраты составят:

TC=20+202=420.

Прибыль монополиста исчезла. Его деятельность стала убыточной.

Π = 400 - 420 = - 20.

Защищая интересы покупателей, государство пренебрегло интересами товаропроизводителей. На столь значительное снижение цены идти не следует.

Менее тривиальная картина складывается при государственном лимитировании цены на уровне P=25. В этом случае Q=40-25=15. Вновь предполагаем, что фирма намерена удовлетворять спрос. Тогда TR=40*15-152=375. Полные затраты TC=20+152=245. И, наконец, прибыль теперь составит:

Π = 375 - 245 = 130.

При свободном ценообразовании фирма – монополист получила бы максимальную прибыль в размере, равном 180; при государственном ограничении цен – только 130. Потери прибыли. Строго говоря, меньше 50 (130-180). Полагая, что ставка подоходного налога на бизнес составляет 24%, приходим к выводу : потери прибыли для фирмы-монополиста составляют:

Δπ=50-50*0,24=38.

Результаты государственного вмешательства в процесс свободного рыночного ценообразования неоднозначны: потери бизнеса на прибыли составляют 38 ден. ед. за период; государство недополучило налогов на сумму 12 ден. ед.  Домохозяйства имеют откровенный выигрыш: равновесный объем продаж увеличился с 10 до 15, товар стал доступнее, благодаря снижению цены.

Таким образом, имеются как положительные, так и отрицательные следствия государственного регулирования цен. На товары и услуги первой необходимости государственное направляющее воздействие в такой важной стратегической сфере деятельности, как ценообразование, видимо, необходимо. Вместе с тем, вывод далеко не бесспорен. Принудительное снижение цен дает выигрыш не только малоимущим гражданам, но и гражданам состоятельным, способным приобрести товар по рыночной цене. Товарные субсидии в пользу малоимущих граждан как альтернативный вариант государственного регулирования цен имеет то бесспорное преимущество, что носят избирательный характер. Мы еще вернемся к этому важному вопросу при изучении макроэкономики. Предлагаем два теста на проверку усвоения материала.