Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика", страница 30

В странах с развитой рыночной экономикой статистические и маркетинговые службы регулярно проводят расчеты коэффициентов прямой эластичности спроса и предложения по отдельным благам. Фирмы должны считаться с возможностью переключения спроса на товары – заменители при значительном повышении цены на базовый товар. Проверим, насколько хорошо Вы это понимаете.

Тест 3.3.

При повышении тарифов на услуги гражданской авиации воздушный транспорт скорее всего :

а) не понесет потерь, а напротив, выиграет;

б) понесет потери в связи с переключением спроса на услуги железнодорожного транспорта;

в) получит выигрыш от восприятия покупателями услуг гражданской авиации как высококачественных и особо престижных;

г) будет иметь неопределенные результаты.

У нас имеются все основания остановиться на варианте ответа б). Собственно по этому сценарию и развивались события в России в 90 – е г.г. Стремясь улучшить свое финансовое состояние, авиакомпании повышали тарифы, не учтя в должной мере наличия конкурентоспособного вида транспорта – железнодорожного.

Проверьте себя дополнительно на понимание эластичности спроса. В следующем перечне Вам предстоит выбрать товары с самой низкой эластичностью спроса и спрогнозировать ценовую политику товаропроизводителей. Наш вариант ответа отсутствует.

Мебель, спиртные напитки, растительное масло, услуги метрополитена, ювелирные изделия для мужчин, они же для женщин, сахар, газеты, периодические издания, сигареты и папиросы, товары для малюток, легковые автомашины, косметика, учебники.

Хорошо, если Вы пополните этот перечень и попытаетесь расположить товары в порядке возрастания эластичности спроса.

Математически эластичность спроса определяется по формуле:

ΔQD/QD:ΔP/P(%) = ΔQD*P/QDΔP.

Зададимся прямолинейной функцией спроса QD=a-bp, где b- коэффициент пропорциональности, равный изменению спроса в расчете на единицу изменения цены (b=ΔQ/ΔP).

Следовательно, b= - eDQ/P, где eD - эластичность спроса по цене.

Тогда a= QD+bp=Q*-eDQ*P/P=Q*(1-eD), где Q*- равновесный объем спроса.

Соответственно при прямолинейной функции предложения QS=m+nP.

В точке равновесия  eS=nP*/Q*, откуда n=eSQ*/P*.

Тогда m=Q*-eSQ*P*/P*=Q*(1-eS).

Таким образом, зная равновесное значение цены и объема продаж, а также коэффициенты прямой эластичности спроса и предложения, можно определить константы одноименных прямолинейных функций и представить их в алгебраической форме. При заданных в явном виде функциях спроса и предложения реально предсказать, как изменится цена в случае изменения предпочтений потребителей или затрат на производство блага.

Задача 3.3.

В студенческом кафе по цене 10 руб. продается 200 пирожков; при этом эластичность спроса eD= - 3; eS= 2. Как изменится цена, если спрос увеличится на 12%? Каков будет объем продаж, если при исходном значении спроса продавцы будут предлагать по каждой цене на 40 пирожков больше ?

Решение:

eD= - bP*/Q* и b=-eDQ*/P*=3*200/10=60.

a=200+60*10= 800.

Следовательно, в окрестностях точки равновесия QD=800-60P.

QS=m+nP и n=eSQ*/P*=2*200/10=40;

m=QS-nP=200-40*10=-200.      QS=-200+40P.

При увеличении спроса на 12% имеем:

1,12(800-60P)=-200+40P, откуда P=10,22 руб.

При увеличении предложения на 40 пирожков  по каждой цене функция предложения примет вид:

QS=-160+40P.

Условие равновесия:

800-60P=-160+40P и тогда P=9,60 руб.

3.3. Паутинообразная» модель ценообразования

Рассматривая до сих пор функции спроса и предложения, мы отвлекались от фактора времени. В принципе это серьезное упущение. Как продавцы, так и покупатели планируют свое поведение на рынке. Продавцы считаются с вероятными решениями действующих и новых конкурирующих фирм, ценовой политикой смежных фирм, размером и направленностью изменения доходов покупателей. Покупатели стремятся оптимизировать свою потребительскую корзину, ориентируясь на будущие, а не текущие доходы. Они имеют в виду поиски товаров-заменителей, изменение своих вкусов и предпочтений и др.