Решаем уравнение относительно цены P=3. Тогда равновесный объем продаж равен :
Q = 20 -6P= 20-18=2.
Если государство обяжет продавать не дороже, чем по цене P=2,5, спрос увеличится и составит Qd=20-6∙2,5=5. Однако предложение лимитирует удовлетворение спроса. Оно составит:
Qs=4∙2,5-10=0.
Таким образом, государство навязало слишком низкий уровень цены. Товаропроизводители прекратят деятельность. Спрос вообще не будет удовлетворяться.
Проверьте, какое положение сложится на рынке, если цена будет лимитирована на уровне P=2,8?
Теоретически продавец и покупатель – равноправные участники рынка, оптимизирующие продажную цену товара в ходе взаимных уступок. Так называемая равновесная цена теоретически достигается на основе последовательного уторговывания. Испытывая трудности с реализацией, продавец уступает покупателю в цене. Он ее постепенно снижает, задавая небольшой «шаг» однократного снижения цены. В свою очередь, покупатель соглашается на умеренное повышение цены, чтобы победить в конкуренции покупателей на товар. Готовность к компромиссу приводит участников сделки к равновесной цене.
На практике, во всяком случае, в России, эта простая схема поиска равновесной цены наталкивается на большие трудности. Возможности продавцов и покупателей в плане влияния на уровень рыночной цены не сбалансированы. Монополистические тенденции либо откровенно доминируют, либо в значительной мере дают о себе знать. Продавцов интересует то значение равновесной цены, которое позволяет максимизировать прибыль. Не всегда так, возразит пытливый читатель, но часто так,- отметим мы.
Вообще наибольший интерес для продавцов представляют следующие целевые функции:
- максимум физического объема продаж (1);
- максимум выручки от продаж (2);
- максимум прибыли (3);
- максимум нормы прибыли (4).
Эти финансовые цели обычно относимы к конкурирующим.
Выручка достигает максимума при условии, что предельный валовой доход равен нулю. С другой стороны, максимуму прибыли соответствует равенство MR=MC. Так как MR=P(1+1|eD), то выручка достигает максимума при eD=-1. Максимум прибыли достигается при меньшем физическом объеме продаж, чем максимум выручки (см. рис. 3.2).
Ориентация фирмы как первичного производственного звена на максимум рентабельности приводит к дальнейшему падению равновесного объема продаж. Формализуем условия максимизации нормы прибыли. Для этого приравняем первую производную рентабельности по выпуску к нулю.
[π(Q)/K(Q)]=(dπK/dQ-dKπ/dQ)/K2=0; тогда dπK/dQ=dKπ/dQ и
dπ/dQ|dK/dQ=π/K.
Следовательно, средняя норма прибыли на капитал становится максимальной, когда она равняется предельной норме прибыли.
Конфликт финансовых целей может разрешаться и часто разрешается в пользу максимума прибыли и высокой рентабельности, а не в пользу максимальной выручки от продаж. Последствия оказываются тяжелыми для покупателей. Для многих из них товар становится недоступным. Не будем голословны. Обратимся к задаче.
|
Задача 3.2.
Функция спроса на монополизированном рынке QD=200-P; функция предложения QS=-10+2P; функция общих затрат монополии TC=100+Q2.
Капиталоемкость производства характеризуется формулой K=400Q.
По какой цене и в каком объеме будет продаваться продукция при следующих целевых функциях:
1) max прибыли; 2) max выручки; 3) mаx удовлетворения спроса; 4) max нормы прибыли ?
Решение:
На основе функции спроса находим уравнение для цены. P=200-Q. Тогда выручка от продаж TR=(200-Q)Q=200Q-Q2.
Найдем предельную выручку. MR=TR’; MR=200-2Q.
Теперь найдем предельные издержки. MC=TC’; MC=2Q.
Условию максимизации прибыли соответствует равенство MR=MC.
200-2Q=2Q. Откуда равновесный объем продаж Q*=50. Тогда равновесная цена P*=200-50=150.
Предположим теперь, что фирма с целью закрепления на рынке решила максимизировать выручку от продаж. Ранее полученная функция TR =200Q-Q2.Фирма максимизирует выручку от продаж при TR’=0.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.