Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика", страница 33

Отраслевая функция спроса на первых порах  совпадает с индивидуальной функцией спроса наиболее этичного покупателя, т. е. покупателя, готового заплатить наиболее высокую цену. Затем к нему присоединяется второй покупатель с ценой спроса ниже, чем у первого покупателя, но выше, чем у последующих покупателей. Постепенно формируется общий отраслевой спрос.

Если рынок не допускает ценовой дискриминации, а мы вправе это предположить, то экономически содержательны,  по–прежнему, понятия отраслевого равновесного объема продаж и равновесной цены. Данные понятия модифицируются  при наличии ценовой дискриминации, часто имеющей место на российских незрелых рынках. В этом случае продавцы стремятся реализовать свой товар каждому покупателю по максимальной  цене, которую покупатель готов заплатить. Продажных цен много, для чего нет достаточно весомых оснований. Но на рынке господствуют продавцы, а не покупатели. Видимо читатель сталкивался с ситуацией, когда газета  «Спорт – экспресс» продается по разным ценам в соседних киосках. Можно привести и другие примеры ценовой дискриминации покупателей, высвечивающие неэтичность рынка. Вернемся, однако, к  анализу рынка, отвергающего явную дискриминацию покупателей, но учитывающего вместе с тем особенности индивидуального спроса.

Обратимся вновь к  содержательным цифровым иллюстрациям.

Задача 3.6.

На рынке присутствуют 3 продавца и три покупателя. Функции предложения продавцов имеют последовательно следующий вид:

QS1=4P-10 ;  QS2=5P-8 ;  QS3=6P.

Функции спроса покупателей имеют следующий вид:

QD1=20-P;  QD2=24-2P;  QD3=18-0,5P.

Определить цену равновесия и объем сделки каждого участника купли – продажи.

Решение:

Отраслевое предложение QS=6P при цене, не выходящей за рамки 1,6. При этом условии индивидуальное предложение третьего продавца одновременно и отраслевое предложение. Пока цена находится в пределах 1,6 – первый и второй продавцы товар не предлагают. Убедитесь в справедливости утверждения, обращаясь к индивидуальным функциям предложения первого и второго продавцов.

Когда продажная цена выше 1,6, товар предлагает не только третий, но и второй продавец. Теперь функция отраслевого предложения приобретает вид:

∑QS=6P+5P-8=11P-8. Функция отраслевого предложения сохраняет такой вид, если продажная цена не выходит за рамки 2,5. Когда цена выше 2,5, к продажам приступает и первый продавец. Функция отраслевого предложения приобретает вид: ΣQS=11P-8+4P-10=15P-18. Именно такой вид будет иметь функция отраслевого предложения при любых ценах, выше 2,5.

Аналогично оперируя функциями индивидуального спроса, получим:

∑QD=18-0,5P при 20<P< 36

∑QD=38-1,5P при 12<P<20

∑QD=62-3,5P при ценах, не выходящих за рамки P=12.

При P=12 имеем ∑QD=62-42=20 и ∑QS=15*12-18=162.

Отраслевое предложение больше отраслевого спроса. Будет действовать тенденция к снижению продажной цены. А при цене, например равной 3,имеем:

∑QS=15*3-18=27 и ∑QD=62-3,5*3=51,5. совокупный спрос больше совокупного предложения. При этих обстоятельствах действует тенденция к повышению цены. Убеждаемся, что линии предложения и спроса пересекутся при уровне цены, определяемом из уравнения: 15P-18=62-3,5P. Откуда P*=4,32.

При таком значении равновесной цены первый продавец реализует:

QS1=4*4,32-10=7,28. Объемы реализации второго и третьего продавцов, а также объемы покупок каждого из покупателей определите самостоятельно.

Тема 4. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКАХ ФАКТОРОВ

ПРОИЗВОДСТВА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ФАКТОРОВ

ПРОИЗВОДСТВА

4.1.Особенности спроса и предложения на рынках факторов производства

Атрибуты рынков универсальны: цена, спрос, предложение. Но рынок факторов производства имеет свои особенности. Если предложение потребительских товаров и услуг исходит от фирм, а спрос от покупателей, то с первичными факторами производства дело обстоит иначе: труд, землю, капитал предлагают домашние хозяйства, спрос предъявляют фирмы. На рынках факторов производства индивидуальное предложение выводится из максимизации функции полезности. Например, на рынке труда работодателям необходимо доказать домохозяйствам, что последние не напрасно пожертвовали свободным временем в пользу занятости. Спрос на труд определяется соотношением между предельным продуктом труда и вознаграждением ( заработной платой), на которую претендует работник. Не забудем, что в центре внимания фирмы максимум прибыли. Прибыльная мотивация ее деятельности остается в силе при заключении сделок на рынках факторов производства.