Повышая уровень цен на рынке любой степени
конкурентности, продавцы отслеживают динамику показателей выручки от продаж TR и
общих затрат TC. Если явные (внешние) затраты растут, то продавцы
стремятся компенсировать свои потери за счет удорожания готовой продукции.
Общее условие сохранения прибыли формализуется по известному правилу
приравнивания предельной выручки и предельных издержек.
На формально конкурентном рынке имеем следующую
картину (см. рис.2.3.).
На рис 2.3. P – уровень конкурентной цены: до
повышения – рис. a и после повышения – рис. b ; Q* - соответствующий равновесный объем продаж.
Рис. 2.3. Равновесие конкурентной фирмы в динамике в
условиях инфляции и картелирования как защитной реакции
|
|
Удорожание факторов производства сопровождается
повышением предельных и средних затрат. Однако свои финансовые потери продавцы
более чем компенсируют за счет роста цен на готовую продукцию. Достаточно сравнить
на рис. 2.3. площади заштрихованных прямоугольников, равных прибыли отдельно
взятой фирмы до – и после повышения цен.
Откровенно неэтичным по отношению к покупателям
способен быть собственно монополизированный рынок. Приведем пример. Довольно часто
монополизировано производство медикаментов. Высокий терапевтический эффект
лекарств превращает соответствующие производства в малотоннажные. В химико –
фармацевтической промышленности эффект масштаба не выражен. Совокупная
потребность во многих лекарственных препаратах удовлетворяется одной фирмой.
Если препарат относим к жизненно важным, а государство допускает свободное
рыночное ценообразование, покупателям не позавидуешь. Спрос в этом случае
совершенно неэластичен по цене. Производителя при обосновании цены сдерживают
только нравственно – этические соображения. Но не всегда люди ими руководствуются.
Обратимся вновь к графику. На сей раз он отражает
вероятную мотивацию деятельности фирмы – монополиста (см. рис.2.4.).
Рис. 2.4. Выпуск, максимизирующий прибыль
фирмы-монополиста
|
|
Монополист наращивает выпуск продукции только до
равновесного объема Q*,
соответствующего точке пересечения линии предельной выручки MR и
кривой предельных издержек. Монополист не использует в полном объеме
возможности снижения затрат на производство: равновесный объем Q* меньше объема Q1, соответствующего точке минимума средних издержек AC. А
конкурентная фирма стремится исчерпать все резервы снижения затрат на
производство. Убедитесь в справедливости вывода, сравнив ситуацию на рис. 2.2.
и рис. 2.4. Отсутствие стимулов к ресурсосбережению – откровенный недостаток
монополизированного рынка.
Средняя прибыль монополиста на рис. 2.4. равна длине
отрезка PM-AC*. Общая прибыль равна площади заштрихованного
прямоугольника. Вновь призываем Вас сравнить рис. 2.2. и рис. 2.4. Конкурентная
фирма стремится теоретически к большому объему продаж (длина прямоугольника)
при умеренной средней (штучной) прибыли (высота прямоугольника). Для
монополиста на первом плане именно средняя прибыль, а не физический объем
продаж. К удовлетворению спроса покупателей с ограниченными доходами монополист
не стремится.