Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика", страница 26

Экономическая прибыль равна нулю.

В России стратегия фирм в долгом периоде развивается отнюдь не по сценарию, рассматриваемому в экономической теории. Это не значит, что экономическая наука несостоятельна и не способна дать рекомендаций бизнесу. В нашей стране целый комплекс причин мешает нормальному развитию конкурентного рынка – наиболее зрелого из всех рыночных моделей. Исторически рыночные механизмы самонастройки в экономике запущены совсем недавно. Многочисленные недостатки административно – командной системы весьма инерционны и трудно устранимы на коротких временных интервалах.

-  Разрушительны последствия гиперинфляции. Меры по борьбе с ней оказались запаздывающими и слабо обоснованными.

-  Слишком стремительным и неоправданным был уход государства из экономики.

-  Фискальная политика правительства сохраняется несовершенной. Налоговые обязательства наших фирм в части отчислений в бюджет от прибылей слабо связаны с качеством работы.

Тема 3. ЗАКОНЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ

3.1.Цена, спрос и предложение как рыночные атрибуты.

Равновесная рыночная цена

Рынок как сфера товарного обмена, господствующая форма хозяйственных связей между товаропроизводителями и покупателями существует очень давно. В целом рынок доказал высокую эффективность в качестве координационного механизма хозяйственных процессов на различных уровнях общественно полезной деятельности. В нашей стране он в советское время недооценивался под давлением идеологических догм.

Ныне рынок признан базовым элементом хозяйственного механизма общества, регулятором функционирования экономики. Основными элементами рынка являются спрос, предложение, конкуренция, цена.

Цена товара, будучи денежным выражением его стоимости, определяется многими факторами. Важнейший в их составе – соотношение спроса и предложения. Цена, спрос  и предложение находятся в сложной и обратимой взаимозависимости. Цена, с одной стороны, формирует спрос и предложение. С другой стороны, она сама зависима от этих рыночных атрибутов.

Предложение ( англ. supply ) выражает связь между ценой блага и его объемом, который продавцы намерены и могут продать. Цена предложения – это минимальная цена, удовлетворяющая продавца. Связь между ценой блага и объемом его предложения выражает закон предложения. При прочих равных условиях товаропроизводители заинтересованы в повышении цены на свою продукцию. Реакцией на повышение цены является растущий объем предложения.

Спрос ( англ. demand ) – желание, конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью. При прочих равных условиях спрос падает при повышении цены. Рыночная цена, связывающая материальные интересы продавцов и покупателей, всегда противоречива. Покупатели заинтересованы в снижении цен, продавцы – в их росте. Противоречие разрешается в ходе последовательного приближения цены к равновесному значению. На графике в декартовой системе координат спрос – гипербола, кривая с отрицательным наклоном. Предложение на графике – восходящая кривая с положительным наклоном. Точке пересечения кривых соответствует равновесный уровень цены и равновесный объем продаж (см. рис. 3.1.)

Требованиям математической обработки больше соответствуют функции спроса и предложения, задаваемые уравнениями прямых. При этом допускается определенная погрешность. Заметим, однако, что в малом интервале изменения цен кривые спроса и предложения действительно превращаются в отрезки прямых.

Рис. 3.1. Рыночное равновесие

 

P*

 

Q

 

Проверим владение элементарным материалом.

Задача 3.1.

Функция предложения товара Qs=4P-10. Функция спроса Qd=20-6P. Определить равновесный объем продаж и уровень равновесной цены. В какое состояние придет рынок товара, если государство установит предельный уровень цены P=2,5 ?

Решение:

Условию равновесия соответствует Qs= Qd или 4P-10=20-6P