Незрелость российского рынка проявляется во многом, в частности в сознательном отклонении продавцом продажной цены от равновесного уровня. Понимая важность и ответственность этого суждения, подтвердим его в ходе решения следующей задачи.
Задача 3.5.
Функция спроса на товар имеет вид: QD=98-P. Функция предложения имеет вид: QS=-2+P. Функция затрат изготовителя TC=100+18Q. К какой продажной цене будет стремиться производитель?
Решение:
Найдем значение равновесной цены. Равновесному уровню цены соответствует следующее известное читателю условие: QD=QS или: 98-P=-2+P, откуда P*=50 и Q*=48.
Однако продавец стремится максимизировать прибыль. Для него равновесным будет то состояние, при котором данная финансовая цель достигнута.
Используем известный алгоритм максимизации прибыли. Найдем уравнение для цены покупателя. Из уравнения QD=98-P получаем: P=98-Q. Тогда выручка от продаж TR=P*Q=(98-Q)Q=98Q-Q2. Предельная выручка от продаж MR=TR/ или MR=(98Q-Q2)/=98-2Q. Предельные затраты MC=TC/=(100+18Q)/=18. Найдем равновесный объем продаж по условиям максимизации прибыли. Для этого приравняем MR и MC. Имеем:
98-2Q=18. и Q*=40. Тогда P*=58.
Фирма будет стремиться не к значению цены, равному 50, согласованному с покупателями, а к значению, равному 58. Некоторое падение физического объема продаж фирму не смутит. Оно перекрывается ростом средней (штучной) прибыли.
Продавец всегда имеет средства давления на покупателя в части, касающейся формирования рыночной цены. Рыночная цена всегда в большей степени цена продавца, чем цена покупателя. Продавец при малоэластичном спросе манипулирует в широком интервале изменения цены (см. рис. 3.2.). Практическое значение графической иллюстрации на рис. 3.2., по нашему мнению, выше значения графика, широко используемого для иллюстрации поиска единственного равновесного значения рыночной цены (P1). В том то и дело, что продавец не слишком желает торговать по равновесной цене в трактовке покупателя. Стандартный график процесса рыночного уторговывания с получением формально обоснованного значения продажной цены часто уводит в сторону от истины, скрывает неэтичность рынка как механизма самонастройки хозяйственной системы.
На большинстве российских рынков господствует цена продавца, а не цена покупателя. Рынок, даже конкурентный по формальным признакам, удовлетворяет платежеспособный спрос, а не потребности. При этом производители и торговые посредники сами ограничивают платежеспособный спрос, взвинчивают цены, обесценивая доходы покупателей. Неудовлетворительное положение со структурой доходов граждан в России в значительной мере результат чрезмерной рыночной свободы предпринимательского сектора при слабом участии государства в экономической жизни и обеспечении социальных приоритетов.
Стремление к конкурентному состоянию рынков не панацея. В конце концов, конкурентная фирма имеет дело с многочисленными смежниками – монополистами и вынуждена считаться с их примитивной ценовой политикой.
3.4. Отраслевые функции спроса и предложения при наличии на рынке нескольких продавцов и нескольких покупателей
Условия купли – продажи, вынесенные в заголовок, типичны для большинства рынков и поэтому должны быть рассмотрены как типичные. При наличии на рынке нескольких продавцов существенное значение имеет индивидуальная функция предложения каждого из них. Совокупное отраслевое предложение на графике получается геометрическим суммированием индивидуального предложения каждого из продавцов. Аналогично определяется суммарный спрос.
Отраслевая функция предложения сначала совпадает с функцией индивидуального предложения наиболее этичного продавца, т. е. продавца, согласного продавать товар по наиболее приемлемой для покупателей цене. Постепенно к первому продавцу присоединяется второй, продажная цена которого выше, чем у первого продавца, но ниже, чем у всех других продавцов. Отраслевую функцию предложения начинают определять двое продавцов и т. д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.