Итак, разность между общей выручкой или валовым доходом ( TR) и общими затратами ( TC ) есть прибыль. В системе финансовых целей фирмы максимизации прибыли принадлежит особое, хотя и не исключительное, место. По прибыли судят в основном о финансовом состоянии фирмы.
В экономической теории выпуск (Q) называют равновесным, если ему соответствует максимум прибыли. При экзогенно заданной системе цен прибыль зависит только от объема выпуска и затрат:
π(Q)=PQ-TC(Q), где π-прибыль, а P-цена блага.
Необходимым условием максимизации прибыли является следующее равенство:
dP/dQ=P-dTC/dQ=>P=MC(Q).
Полученный результат рассмотрим подробнее. Прибыль фирмы при стабильных ценах максимизируется, когда цена в точности равна предельным издержкам. Как это понимать? Не считаете ли Вы, что при P=MC прибыль стремится к нулю? Авторы пособия так не считают и спешат поделиться с читателями своим мнением.
Предположим, рассматриваются условия максимизации прибыли хлебозавода. Простоты ради, пусть оптимизации подлежит объем производства и продаж черного хлеба. Цена неизменна и равна 15 руб. за буханку. Пусть предельные издержки MC в базисном периоде составляют 12руб. за буханку хлеба, а затем начинают расти. На определенном рубеже они, допустим, достигают последовательно:12,5 руб. за буханку, затем – 13руб., 13,3руб. 13,7руб., 14руб., 14,2руб., 14,5руб., 14,8руб., 15руб., 15,1руб.
Мимо факта роста предельных издержек пройти нельзя. Это тревожный сигнал. Но отсюда вовсе не следует вывод, что следует прекратить наращивание объема продаж, как только предельные издержки станут выше 12,5руб. за булку хлеба. Реализация последовательно каждой учтенной буханки хлеба принесет продавцу следующую среднюю (штучную) прибыль ( Aπ ):
1-ая булка : Aπ1=15,0-12,5=2,5 руб. за буханку;
2 –ая -«- : Aπ2=15,0-13,0=2,0
3 Aπ3=15,0-13,3=1,7
4 Aπ4=15,0-13,7=1,3
5 Aπ515,0-14,0=1,0
6 Aπ6=15,0-14,2=0,8
7 Aπ7=15,0-14,5=0,5
8 Aπ8=15,0-14,8=0,2
9 Aπ9=15,0-15,0=0,0
10-ая булка: Aπ10=15,0-15,1=- 0,1 руб. за булку.
Весьма существенно, что средняя прибыль постепенно снижается, долго оставаясь положительной величиной. В план продаж целесообразно включать еще восьмую булку хлеба, обеспечивающую при реализации 0,2 руб. средней прибыли. Лишь девятая булка хлеба не приносит продавцу прибыли, но не приносит и убытков. С уверенностью можно утверждать, что десятую булку хлеба не следует включать в план продаж. На этом рубеже наблюдается перелом тенденции. Предельные издержки становятся выше отпускной цены.
Нагляден графический метод ( см. рис. 2.1. ).График следует изучать, двигаясь слева направо. Площадь заштрихованной фигуры - прибыль фирмы. Приращение прибыли (Δπ) стремится к нулю. Уясним и запомним: по мере приближения величины предельных издержек MC к цене приращение прибыли убывает.
|
Убывает именно приращение прибыли, стремясь к нулю. Масса прибыли растет. Замыкающей ( предельной, маржинальной ) единицей реализуемого товара будет та единица, которая дает нулевое или близкое к нулю приращение прибыли. Поэтому правило максимизации прибыли при P=constзаписывается следующим образом:
Объем продаж Q равновесен при MC<P и Δπ, стремящемся к нулю, или при MC=P.
Единая цена для всех продавцов типична для конкурентного рынка. Состояние равновесия отдельно взятой конкурентной фирмы показано на следующем графике ( рис. 2.2. ). Точке пересечения кривой предельных издержек и линии конкурентной цены соответствует объем продаж Q, максимизирующий прибыль. Величина прибыли на графике – это площадь заштрихованного прямоугольника. Высота прямоугольника характеризует среднюю (штучную ) прибыль(P-AC). Основание прямоугольника – объем продаж.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.