В табл.1.3 валовой продукт 10-и станочников получен суммированием индивидуальной производительности труда каждого из них. Средний продукт (AP) при L=4 составит 20,5(82/4).
Менее тривиален расчет предельного продукта. Самих значений показателя MP девять, а не десять. Почему? Предельные показатели результативности использования переменного фактора производства заданы в интервале изменения этого фактора. Так, предельный продукт труда характеризует прирост валового продукта при увеличении численности работников в данном случае с одного до двух человек, с двух до трех и т. д. Интервалов на единицу меньше самой численности станочников. Предельный продукт труда в таблице располагается последовательно между первой и второй, второй и третьей и т. д. строками. Последний из учтенных показателей MPLотражает прирост валового продукта при увеличении численности станочников с девяти до десяти человек.
Пока растет показатель предельного продукта MPL, растет и средний продукт APL. Заметим: при увеличении численности станочников с одного до 5 человек растет предельный продукт и средний продукт одновременно. Обращаясь к статистике, важной для вуза, нам понятно, что прием отличников в группу хорошистов улучшает среднюю успеваемость. А оценки отличников и есть предельные оценки результативности учебы. Аналогично обстоит дело и в бригаде станочников. Но с той разницей, что результаты их труда учитываются количеством обработанных деталей.
Когда начинается снижение предельного продукта MPL, снижение среднего продукта APL происходит не сразу. Средние показатели более инерционны и стабильны. Это будет понятно, если вновь вернуться к понятию средней успеваемости в студенческой группе. Положим, изначально в группе 20 студентов со средним баллом « четыре». В группу принято дополнительно четыре отличника и один студент с оценкой «удовлетворительно». И без расчетов ясно, что средняя успеваемость повысилась. Исходная средняя оценка («хорошо») и предельная оценка «отлично» более представительны, чем единственная оценка «удовлетворительно». Хотя при увеличении численности студентов с 24 до 25 человек предельный балл снижается с пяти до трех, средний балл оказывается выше исходного:
Средняя успеваемость в группе из 25 студентов равна:
(4х20+5х4+3)/ 25= 103/25= 4,12.
Средняя успеваемость повысилась с 4,0 до 4,12 балла.
Таким образом, средние, предельные и валовые показатели результативности использования ресурсов взаимодействуют. В системе показателей предельные (маржинальные) показатели равноправны и помогают аналитику управлять средними и валовыми показателями в динамике. Наглядностью обладают графические средства иллюстрации сказанного (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1.Предельный и средний продукт в динамике
На рис. 1.1. целесообразно выделить три участка, двигаясь от начала координат направо:
- от нуля до точки А;
- от точки А до точки В;
- справа от точки В.
На первом участке стремительно растет предельный продукт переменного фактора MP, растет и средний продукт AP. На участке АВ предельный продукт начинает снижаться. Но ранее накопленный потенциал роста результативности производства обеспечивает прирост AP до точки В, хотя темп прироста AP замедляется. Обратите внимание, что кривые AP и MP пересекаются в экстремальной точке В на кривой AP, т. е. в точке достижения максимальной продуктивности переменного фактора. Попытайтесь это обстоятельство объяснить.
На третьем участке справа от точки В на рис. 1.1. начинается снижение AP. Присоединение очередных единиц переменного фактора явно себя не оправдывает. Точка В оказывается замечательной: объем переменного фактора L в точке А недостаточен, а в точке C избыточен. Именно в точке В достигается оптимальный объем переменного фактора LB.
Важной характеристикой технической результативности производства в коротком периоде является коэффициент эластичности выпуска (EQL) по переменному фактору. Он показывает, на сколько процентов изменится выпуск продукции при изменении объема переменного фактора на 1%:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.