Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика", страница 17

Прибыльная мотивация деятельности предпринимателей хорошо себя зарекомендовала за рубежом и до сих пор не раскрыла своего потенциала в России. Почему? Отчасти сложившееся положение связано с большим опытом беспрепятственного эволюционного развития рынка за рубежом в противовес долгому огосударствлению экономики в нашей стране. Запад имел время и возможности для развития конкурентного рынка – наиболее зрелого из известных экономической науке и хозяйственной практике. Полное признание рынка в России состоялось в последний момент, в начале 90-х годов прошлого века. Всего за пятнадцать лет свободного развития рынка проявились некоторые существенные его достоинства. Агенты рынка стали изучать вкусы и предпочтения покупателей. Улучшается качество продукции. Довольно эффективны рекламные усилия. Обновляется ассортимент товаров и услуг. Однако отсутствуют весомые достижения в области доходов и  их распределения.

Прибыль выступает в качестве одного из важных факторных доходов наряду с заработной платой, процентом и рентой. Рынок как регулятор не способен решить задачу обеспечения социальной справедливости путем обоснованного формирования доходов по условиям социальной справедливости. Равнение бизнеса на прибыль постоянно провоцирует повышение цен и приводит к конфликту интересов товаропроизводителей и покупателей, фирм, домохозяйств и государства. В условиях господства рыночных отношений поляризация доходов чрезмерна. Коэффициент дифференциации доходов, учитывающий соотношение в доходах 10% самого богатого и 10% самого бедного населения (децильный коэффициент), составил в России по итогам 2006 года 15,3. Даже в передовых странах Запада, в известной мере идеализирующих рынок, предельно допустимым значением  децильного  коэффициента признается значение в пределах 8-9. Россия далеко превзошла этот стандарт, подсказанный практикой. Складывается мнение, что данный факт отражает недостатки слабоконкурентного рынка в сочетании с несдерживаемой государством односторонней прибыльной мотивацией деятельности бизнеса.

2.2. Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль

До сих пор понятие затрат ( издержек ) трактовалось нами в учебных целях как понятие достаточно простое. Затраты ( англ. cost ) – это выраженные в денежной форме расходы ( издержки ) на что-либо; с другой стороны, - это ресурсы, «уничтожаемые» в процессе производства в целях получения определенной продукции ( товаров и услуг ). Затраты включают стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, амортизационные отчисления, заработную плату и отчисления на социальное страхование, административно-хозяйственные и прочие накладные расходы и убытки, относимые на общие затраты. Оценки затрат применяются при определении эффективности инвестиционных проектов; в межотраслевом методе исследования производства и распределения продукции «затраты-выпуск»  и др. Нами заимствовано довольно пространное определение категории затрат и их функционального назначения из Современной  экономической энциклопедии Г.С. Вечканова и Г.Р.Вечкановой. Покажем теперь, с какими трудностями на практике сталкивается исследователь, когда стремится к  простоте в трактовке затрат.

Предположим, что студент, аспирант или слушатель, повышающий квалификацию, решил инвестировать 1 млн. руб. на год. В данном случае нет необходимости разделять единовременные затраты на составные части. Первое впечатление такое, что инвестор имеет дело с одним из самых простых вариантов затрат. Допустим, инвестор поместил свои сбережения в банк под 8% годовых. На исходе первого года он будет обладателем валового дохода на сумму 1,08 млн. руб. Чистый доход ( прибыль ) составит 80 тыс. руб. в год, а рентабельность ( доходность ) инвестиций составит 8%. Понятие единовременных затрат предстает как четкое и однозначное, а с ним и функциональное назначение единовременных затрат. А в действительности?