Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика", страница 28

TR’=200-2Q=0. Тогда Q*=100 и P*=100.

Определим теперь результаты, если критерием оптимальности является максимальное удовлетворение спроса. Эта цель достигается при QD=QS.

Данным условиям соответствует уравнение: 200-P=-10+2P=>P*=70; Q*=130.

Результат получен примечательный, весьма важный для практики. Максимизируя прибыль, фирма ограничивает объем продаж и взвинчивает цену. Оптимальный объем продаж, если фирма максимизирует прибыль, равен всего 50 при равновесной цене на уровне 150. В случае же оптимизации выручки от продаж фирма готова продавать вдвое большее количество товара и по цене, существенно сниженной: 100 ден. ед. вместо 150 ден. ед.

В частном случае, когда критерием оптимальности решения фирмы является максимальный физический объем продаж, она реализует 130 единиц продукции по цене 70 ден. ед. Именно такой результат достигается в точке пересечения прямых спроса и предложения на графике. Однако нет никаких гарантий, что именно этот вариант будет взят за основу фирмой. Последний вариант равновесия имеют в виду горячие поборники рынка, настаивая на его способности к самонастройке. В действительности равновесных состояний много и вероятно стремление фирмы к максимуму выручки от продаж, а еще более вероятно стремление максимизировать прибыль. Рыночные агенты - производители не намерены удовлетворять потребности, они стремятся удовлетворять платежеспособный спрос наиболее состоятельных покупателей.

Справедливости ради, следует отметить, что бизнес часто стремится к дифференциации товара по качеству и цене. Тем самым стимулируется включение в орбиту покупателей граждан с ограниченными доходами. Но и в этом случае прибыльная мотивация деятельности сохраняется как ведущая.

Определим теперь интересующие нас результаты, если критерием оптимальности является максимальная норма прибыли π/K. Норма прибыли максимальна при условии π/K=dπ/dK. π/K=(200Q-Q2-100-Q2)/400Q=(200Q-2Q2-100)/400Q.

Dπ/dQ=200-4Q и dK/dQ=400. Тогда dπ/dQ=(200-4Q)/400. Следовательно, норма прибыли достигает максимума при условии:

(200Q-2Q2-100)/400Q=(200-4Q)/400. Решая уравнение относительно Q, получаем Q*=7,07 и P*=200-7,07=192,93.

Согласитесь: не позавидуешь покупателям, если фирма-монополист начнет оптимизировать норму прибыли на капитал.

Общий вывод по решенной задаче имеет прямое отношение к потенциалу рынка и весьма важен для практики. Неэтичность рынка проявляется с большой силой в стремлении производителей навязать цену продавца, обеспечить диктат продавца. Чтобы исключить значительное влияние покупателей на продажную цену, производители охотно идут на выпуск товаров первой необходимости. Покупатели вынуждены их приобретать по цене, навязанной продавцами. Рынок покупателя и цена покупателя заблокированы. Производители и торговые посредники избегают состояния избыточного предложения и низкой ликвидности товара, ограничивая объем  производства. Они стремятся удовлетворять спрос лишь состоятельных покупателей. Как же обеспечить больше рыночной власти покупателям? Вопрос не из простых. Применительно к России с незрелым рынком авторы не видят решения без участия государства. Требуется укрепление защиты прав потребителей, совершенствование налогового законодательства.

В 90-е годы 20-го века действовал механизм прогрессивного налогообложения прибыли предприятий в зависимости от уровня рентабельности в цене. Разъясним эту норму, так как она имеет прямое отношение к защите интересов покупателей. Представим цену на товар в виде следующей суммы:

P=AC+π, где AC – средние затраты на единицу продукции; π – средняя (штучная) прибыль. Прибыль связана с рентабельностью следующей зависимостью:

RB=π/AC и тогда π=AC*RB.

Подставляя полученное выражение для прибыли в формулу цены, получим:

P=AC+AC*RB=AC( 1+RB). В последнем уравнении рентабельность фигурирует в явном виде. Чем выше рентабельность, тем выгоднее продукция для продавца. Интересы покупателя чаще всего противоположны. Зависимость налоговой ставки на прибыль от рентабельности стимулировала рост физического объема продаж, а не повышение цен. Именно такое стимулирование в сфере производства благ и требуется. Упразднение названной нормы не оправдано.